Толщина озонового слоя над Арктикой достигла рекордного значения

В марте 2024 года концентрация озона над Арктикой достигла рекордно высокого среднемесячного значения. Об этом говорится в статье команды исследователей из NASA и Университета Лидса, опубликованной в свежем выпуске журнала Geophysical Research Letters.

Концентрация озона над Арктикой в марте 2020 и марте 2024 года. Источник: NASA

По данным исследователей причиной рекорда стали серия волн планетарного масштаба в период с декабря 2023 по март 2024 года. Они распространились вверх по атмосфере и замедлили стратосферное струйное течение, циркулирующее вокруг Арктики. Когда это происходит, воздух из средних широт сходится к полюсу, направляя озон в арктическую стратосферу. Другим важным фактором стало то, что в этот период наблюдалось очень незначительное разрушение озона под воздействием таких веществ как хлор.

Активность в марте 2024 года резко контрастирует с мартом 2020 года, когда концентрация стратосферного озона в Арктике наоборот достигла крайне низкого уровня. Тогда циркумполярные ветра не позволили озону из других широт пополнить арктическую стратосферу. Полярный вихрь также создавал более холодные, чем в среднем, условия, благоприятные для протекания озоноразрушающих реакций.

Стоит отметить, что поведение озонового слоя в Арктике очень отличается от Антарктиды. Над ледяным континентом озоновые дыры образуются каждый год. Концентрация озона над Арктикой очень изменчива и зависит от капризов тропосферной и стратосферной погоды.

Ежемесячное изменение концентрации озона над Арктикой. Источник: NASA

По мнению ученых, у нынешнего рекорда нет какой-то единой причины, скорее это совокупность  факторов. Помимо погоды, свою роль также сыграл подписанный в 1987 году Монреальский протокол, запретивший производство веществ, разрушающий озоновый слой. Однако поскольку фреоны сохраняются в атмосфере десятилетиями, средний уровень арктического озона, как ожидается, вернется к уровню 1980 года только в 2045 году. Повышение концентрации парниковых газов в стратосфере также ускоряет восстановление озона.

Увеличение количества стратосферного озона положительно сказывается на жизни на Земле. Он снижает количество достигающего поверхности нашей планеты ультрафиолетовое излучение. Это означает меньшее повреждение ДНК растений и меньший риск развития катаракты, рака кожи и подавления иммунной системы у людей и животных.

Более подробно о том, как озоновый слой защищает Землю от вредного излучения, можно узнать из нашей статьи.

По материалам Earthobservatory