TESS помог изучить смену сезонов экстремальной экзопланеты

KELT-9b является одной из наиболее экстремальных из всех известных нам экзопланет. Этот объект обращается вокруг бело-голубого гиганта, находящегося в 670 световых годах от Солнца в созвездии Лебедя. Орбита планеты проходит на расстоянии всего 0,03 а.е. (4,5 млн км) от центральной звезды. Из-за такой близости KELT-9b получает в 44 тыс. раз больше энергии, чем наша Земля. По оценкам астрономов, ее дневная сторона разогрета до температуры в 4300°C — это выше температуры поверхности Проксимы Центавра.

Чтобы лучше понять, как устроен этот необычный мир, астрономы использовали космический телескоп TESS. В период с июля по сентябрь прошлого года он пронаблюдал 27 транзитов KELT-9b. Собранные данные помогли ученым раскрыть некоторые из тайн этой странной системы.

Из-за мощнейшего звездного излучения KELT-9b постепенно теряет свою атмосферу, которая улетучивается в космос. Но гигантская температура поверхности является далеко не единственной особенностью этой экзопланеты: ее орбита обладает очень большим наклонением. Фактически она проходит над полюсами звезды.

В свою очередь, бело-голубой гигант тоже демонстрирует ряд странностей. Например, он вращается в 38 раз быстрее Солнца, совершая один оборот вокруг своей оси всего за 16 часов. Такое быстрое вращение искажает форму светила, «сплющивая» его. Это приводит к интересному эффекту, называемому гравитационным потемнением. Полюса звезды нагреваются и светлеют, в то время как экваториальная область, наоборот, охлаждается и тускнеет. Разница температур между ними составляет около 800°C.

Поскольку KELT-9b находится на полярной орбите, этот эффект оказывает прямое влияние на ее климат. Планета обладает очень интересным сезонным циклом. Когда она пролетает над полюсом голубого гиганта, на ней наступает «лето», а когда оказывается над его экватором — там наступает «зима». Вдобавок в связи с быстрым периодом обращения этого тела смена сезонов на нем происходит крайне быстро. Экзопланета совершает один оборот вокруг своей звезды всего за 36 часов, переживая за этот период времени сразу две «зимы» и два «лета».