TESS обнаружил земплеподобную экзопланету в зоне обитаемости

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Орбитальная обсерватория TESS обнаружила земплеподобную экзопланету в зоне обитаемости другой звезды. Об открытии было рассказано на проходящей в Гонолулу 235-й встрече Американского астрономического общества. Это первая подобная находка с момента начала работы телескопа.

В ходе наблюдений TESS зарегистрировал периодические изменения блеска звезды TOI 700, расположенной на расстоянии 100 световых лет от Солнца в созвездии Золотой Рыбы. Ее ранее ошибочно классифицировали как солнцеподобную звезду, но после более детального изучения системы астрономы поняли, что это красный карлик. Размер и масса TOI 700 составляют 40% солнечной, температура поверхности примерно вдвое меньше, чем у нашего светила.

Анализ данных TESS показал, что вокруг TOI 700 обращаются как минимум три экзопланеты. Их транзиты и вызывают зарегистрированные изменения блеска. Ближайший к звезде спутник, получивший обозначение TOI 700 b, по размеру сопоставим с Землей. Он совершает один оборот вокруг красного карлика за 10 дней. По всей видимости, это каменистое тело.

Вторая экзопланета — TOI 700 с — обращается вокруг центральной звезды с периодом 16 суток. Ее диаметр в 2,6 раза превосходит размер нашей планеты. Исследователи предполагают, что в ее составе доминируют газы.

Наиболее интересной находкой стала третья экзопланета — TOI 700 d. Ее диаметр в 1,2 раза превосходит земной, а год на ней длится 37 дней. Расчеты показывают, что дневная сторона этого объекта получает 86% энергии, поступающей от Солнца на Землю. Таким образом, на поверхности TOI 700 d теоретически может существовать вода в жидком виде.

Границы обитаемой зоны системы TOI 700. Источник: NASA’s Goddard Space Flight Center

Стоит подчеркнуть, что TOI 700 d вряд ли может претендовать на статус «копии Земли». Скорее всего, экзопланета находится в приливном захвате по отношению к своей звезде и всегда повернута к ней одной и той же стороной. Тем не менее, открытие представляет значительный интерес для ученых. В отличие от большинства красных карликов, TOI 700 не демонстрирует особой активности, а это повышает шансы на то, что условия на поверхности его спутников могут способствовать поддержанию жизни в течение длительного времени. В будущем астрономы надеются установить, имеет ли TOI 700 d атмосферу, и попытаются определить ее химический состав.