TESS обнаружил гамма-всплеск

Космический телескоп TESS предназначен для обнаружения экзопланет при помощи транзитного метода. Но, как это часто бывает в астрономии, аппарат начал использоваться для решения дополнительных задач и сумел совершить ряд незапланированных открытий. Например, пронаблюдал комету Виртанена и заметил вспышку на Проксиме Центавра. Недавно этот список пополнился еще одним пунктом  — TESS удалось впервые обнаружить гамма-всплеск.

Гамма-всплеск в представлении художника. Источник: universetoday.com

Гамма-всплески представляют собой наиболее яркие электромагнитные события во Вселенной. Всего за несколько секунд они могут произвести столько же энергии, сколько Солнце за все время своей жизни. Астрономы связывают гамма-всплески с такими событиями, как коллапсы массивных светил, а также слияния сверхкомпактных объектов.

Обнаруженный TESS гамма-всплеск наблюдался 16 октября 2020 года. Он получил обозначение GRB 191016A. Его максимальная звездная величина составила 15,1. Это примерно в 10 000 раз меньше, чем самые слабые звезды, которые можно увидеть на небе невооруженным глазом. На первый взгляд вспышка кажется тусклой, но лишь пока не принять во внимание расстояние. По расчетам астрономов, свету от GRB 191016A потребовалось 11,7 млрд лет, чтобы добраться до Земли.

Зафиксированный TESS гамма-всплеск. Источник: The Astrophysical Journal

К вышесказанному стоит добавить, что большинство регистрируемых гамма-всплесков еще менее яркие. В среднем они в 160 тысяч раз тусклее самых тусклых звезд, видимых невооруженным глазом на ночном небе.