Телескоп VISTA сфотографировал одну из крупнейших туманностей Млечного Пути

Новости астрономии, астрофизики и космологии

NGC 3372 это одна из самых больших и ярких туманностей, которую можно увидеть на ночном небе невооруженным глазом. Она расположена в созвездии Киля на расстоянии около 7500 световых лет от Солнца. Туманность представляет собой один из крупнейших известных регионов звездообразования Млечного пути. Его протяженность превышает 300 световых лет.

Несмотря на размеры и относительную близость к Солнцу, NGC 3372 не так известна, как другие подобные объекты. Все дело в том, что туманность  лежит на 60 градусов к югу от небесного экватора. Поэтому она видна только жителям южного полушария Земли.

Туманность NGC 3372 на фотографии телескопа VLT. Источник: ESO/T. Preibisch

Представленные снимки NGC 3372 были сделаны обзорным телескопом видимого и инфракрасного диапазона VISTA (Visible and Infrared Survey Telescope for Astronomy) обсерватории ESO Параналь в Чили. Наблюдения в ИК-диапазоне позволили VISTA проникнуть сквозь заполоняющие туманность массы горячего газа и темной пыли и получить изображения в беспрецедентных подробностях. Снимки телескопа  демонстрируют множество звезд — как новорожденных, так и заканчивающих свой жизненный цикл. Во время наблюдений 2014 г. VISTA в общей сложности выявил пять миллионов индивидуальных источников инфракрасного излучения в NGC 3372. Это позволило составить представление о масштабах происходящего в ней звездообразования.

Можно сказать, что туманность является местом непрекращающейся «битвы» между светом и тьмой. С одной стороны, огромные массы пыли скрывают формирующиеся внутри NGC 3372 звезды. С другой стороны, мощное излучение молодых и горячих светил ионизируют окружающие газовые облака, заставляя их светиться. Пока что в этом космическом сражении побеждают новорожденные звезды. Испускаемое ими высокоэнергетическое излучение и звездный ветер испаряют и рассеивают пылевые звездные ясли, в которых они родились.

Туманность NGC 3372 в инфракрасных лучах (широкоугольное изображение). Источник: ESO/J. Emerson/M. Irwin/J. Lewis

NGC 3372 является домом для одной из самых необычных звездных систем Млечного пути — Эта Киля. В  период с 1837 по 1856 г. в ходе события, известного как «Великая вспышка»,  она значительно увеличила свой блеск, временно став второй по яркости звездой на земном небе. С тех пор светимость Эта Киля резко упала, но она по прежнему остается одним из самых массивных и ярких светил Млечного Пути.

Эта Киля глазами телескопа Hubble. Источник: NASA / ESA, and the Hubble SM4 ERO Team

На представленных фото VISTA Эта Киля видна как часть яркого светового пятна сразу над вершиной V-образной детали, образованной пылевыми облаками. Справа от звезды, также внутри NGC 3372, лежит относительно маленькая туманность «Замочная Скважина» — компактное и плотное облако холодного молекулярного газа, в котором находится несколько массивных светил. Вид этой туманности тоже заметно изменился за последние столетия.