Телескоп Hubble помог уточнить расстояние до шарового скопления

Шаровые звездные скопления являются древнейшими компонентами Млечного пути. Они состоят из тысяч тесно связанных гравитацией светил, сформировавшихся вскоре после Большого взрыва. Изучение шаровых скоплений позволяет астрономам уточнить возраст Вселенной и лучше понять основы звездной эволюции.

До недавнего времени астрономы оценивали дистанцию до шаровых скоплений, сравнивая светимость и цвет их звезд с теоретическими моделями, а также с яркостью и цветом аналогичных светил звезд в окрестностях Солнца. Это позволяло вычислить расстояние до них с погрешностью в 10% – 20%. Теперь же этот показатель удалось снизить до всего 3%.

В этом ученым помогли новая техника наблюдений и космический телескоп Hubble. С их помощью они вычислили тригонометрический параллакс для 40 цефеид (пульсирующие переменные звезды) в скоплении NGC 6397. Hubble совершал измерения каждые 6 месяцев в течение 2 лет. Благодаря новой технике наблюдений, астрономам удалось добиться недостижимой ранее точности определения положения цефеид. По их словам, ее можно сравнить с определением положения автомобильной покрышки на Луне с погрешностью в один дюйм.

Затем астрономы объединили все собранные данные для определения точного расстояния. Исследование показало, что NGC 6397 находится на расстоянии около 7800 световых лет от Солнца. Также ученым удалось определить возраст скопления. По их оценке, оно образовалось 13,4 млрд лет назад — всего через 370 млн лет после Большого взрыва.

Шаровое скоплениеNGC 6397. Источник: NASA, ESA, and T. Brown and S. Casertano (STScI) ; Acknowledgement: NASA, ESA, and J. Anderson (STScI)

По словам астрономов, в будущем они надеются снизить погрешность подобных измерений до 1%.  Для этого они предлагают сопоставлять данные измерений Hubble и космической обсерватории Gaia.