Тайна сигнала «Wow!»: космическому феномену нашли неожиданное объяснение

Таинственный сигнал «Wow!», зафиксированный астрономами 47 лет назад, может быть результатом чрезвычайно редкого явления — взаимодействия водородного облака и нейтронной звезды.

Радиотелескоп
Радиотелескоп. Фото: Unsplash

15 августа 1977 года обсерватория Big Ear («Большое Ухо») в Огайо зарегистрировала интенсивный радиосигнал, который поразил астронома Джерри Эмана настолько, что он обозначил его красным и написал «Wow!» («Вау!»). Этот сигнал озадачивал ученых, которые долго не могли определить его источник. Поэтому в попытках его объяснить появлялось много самых разнообразных, местами даже фантастических теорий.

Проект Arecibo Wow! (AWOW), используя данные обсерватории Аресибо в Пуэрто-Рико, обнаружил, что сигнал мог быть вызван редким явлением, когда массивное водородное облако начало излучать чрезвычайно яркий свет. Абель Мендес, доцент физики и астробиологии Университета Пуэрто-Рико, который возглавил исследование, признается, что только недавно начал изучать этот сигнал. Он рассказал, что для многих астрономов этот сигнал казался случайным, поэтому ему не уделяли достаточного внимания.

Wow signal
Знаменитый сигнал на распечатке 15 августа 1977 года

Сигнал «Wow!» был уникальным из-за своей узкополосной частоты и интенсивности, которая длилась 72 секунды. Из-за этого некоторые ученые предполагали, что сигнал мог быть искусственным, возможно, даже посланием от инопланетной цивилизации. Однако данные, собранные телескопом Аресибо с 2017 по 2020 год, указывают на то, что подобные сигналы могли быть вызваны межзвездными облаками холодного водорода.

Мендес и его команда предполагают, что сигнал «Wow!» мог быть вызван магнетаром — типом нейтронной звезды с чрезвычайно сильными магнитными полями, которые могут возбуждать атомы в водородных облаках, вызывая их внезапное сияние. Это редкое явление требует дальнейших исследований, поэтому команда планирует использовать Очень большой телескоп в Чили для уточнения источника сигнала.

Мендес признает, что за последние месяцы он узнал больше о сигнале «Wow!», чем за всю свою жизнь, и теперь полон решимости продолжить исследование этой загадки.

Ранее мы сообщали о том, что от возможного источника сигнала «Wow!» не поступает новых передач.

По материалам sciencealert.com