Суперземля LHS 3844b оказалась приливно захваченной

Ученые впервые смогли прямо доказать, что каменные миры за пределами Солнечной системы могут быть приливно захваченными, то есть всегда повернутыми к своей звезде одной стороной. Это установили благодаря исследованию суперземли LHS 3844b.

Приливно захваченная планета
Приливно захваченная планета. Источник: www.lpi.usra.edu

Приливно захваченная планета

Международная группа астрономов и астрофизиков впервые смогла наблюдать прямые доказательства того, что планета за пределами Солнечной системы является приливно захваченной. В своем исследовании, опубликованном в The Astrophysical Journal, они смогли это доказать для ранее открытого мира LHS 3844b.

Приливно захваченными называют те небесные тела, которые находятся достаточно близко к более массивным объектам и подвергаются воздействию их приливных сил. Последние на протяжении миллионов лет тормозят их вращение вокруг собственной оси до тех пор, пока оно по своей продолжительности не сравнится с продолжительностью путешествия вокруг центрального тела.

Конечный результат этого процесса хорошо виден по земной Луне. Она всегда повернута к нам одной и той же стороной. То же самое характерно для многих спутников планет в Солнечной системе. А вот за ее пределами прямо доказанных примеров этого явления до сих пор не было.

Точнее, у других звезд приливной захват должен быть обычным явлением. Многие экзопланеты, вращающиеся вокруг более тусклых, чем Солнце, звезд, находятся настолько близко к ним, что точно должны были бы быть захваченными. Однако до сих пор ни для одного землеподобного мира за пределами Солнечной системы это не было доказано.

Что ученые узнали о суперземле LHS 3844b

Планета LHS 3844b была открыта еще в 2018 году. Тогда же ученые установили, что она является суперземлей, то есть миром, подобным по своему составу на Землю, но при этом немного больше ее. Кроме того, орбита этого тела намекала, что оно может быть приливно захваченным. Именно последнее утверждение ученые и решили проверить.

Для этого они использовали космический телескоп Spitzer. Он работает в инфракрасной области спектра, а значит, его можно использовать для анализа того, насколько сильно нагрета поверхность или атмосфера небесного тела. Именно так и сделали с LHS 3844b.

Ученые обнаружили, что на протяжении всего путешествия суперземли вокруг ее светила, одно ее полушарие остается заметно холоднее другого. Это означало, что она не возвращается к звезде, а значит, этот мир действительно является приливно захваченным.

Самое же важное в исследовании то, что теперь и в отношении многих других экзопланет может оказаться, что они действительно всегда повернуты к своей звезде одной и той же стороной. Это может существенно повлиять на оценки возможности жизни во Вселенной.