Субмиллиметровые звездочеты

На этом снимке можно увидеть разрезающую небосвод звездную реку, известную под названием «Млечный Путь». Здесь, в Южном полушарии, густо заполненная светилами центральная область нашей Галактики тянется через все небо от горизонта до горизонта. Часто она оказывается прямо над головой.

Антенны комплекса ALMA. Источник: Y. Beletsky (LCO)/ESO

Под Млечным Путем находится множество направленных в ночное небо антенн, установленных на высокогорном плато Чахнантор (Llano de Chajnantor). Желтые сигнальные огни предупреждают технический персонал о том, безопасно ли к ним приближаться. Эти антенны входят в состав крупнейшего комплекса радиотелескопов ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array).

Комплекс состоит из 66 антенн, разнесенных на расстояния до 16 км друг от друга (все они могут передвигаться с помощью специальных транспортеров) и объединенных в единый радиоинтерферометр, на данный момент являющийся самым мощным из когда-либо построенных. Для обработки собираемой им информации используется специализированный суперкомпьютер.

Радиоинтерферометр «видит» космическое излучение, недоступное человеческому зрению — с длиной волны порядка миллиметра, между инфракрасным диапазоном и радиоволнами. Такое излучение приходит к нам из самых холодных и удаленных областей Вселенной: от гигантских облаков газа и пыли в межзвездном пространстве до самых далеких галактик.

Хотя наблюдения на этих волнах позволяют зарегистрировать никогда прежде не наблюдавшиеся объекты и процессы, субмиллиметровая астрономия сталкивается с рядом трудностей. Излучение миллиметрового диапазона сильно поглощается водяным паром в атмосфере Земли, из-за чего лишь малая его часть достигает земной поверхности. Поэтому радиотелескопы приходится устанавливать на больших высотах в местах с очень низкой влажностью воздуха. Плато Чахнантор является одним из лучших мест на нашей планете для проведения таких наблюдений.