Стоит ли искать в космосе планету Арракис?

Ученые проанализировали климат планеты Арракис из фантастического романа Фрэнка Герберта «Дюна». Они решили проверить, как бы изменился ее климат, если бы ее покрыл океан. Это исследование важно для понимания того, стоит ли искать подобные миры в реальности.

Планета Арракис в фильме «Дюна»
Планета Арракис в фильме «Дюна». Источник: BFA / Warner Bros

Климат планеты Арракис

Выход второй части фильма Дени Вильнева «Дюна» всколыхнул во всем мире интерес к вымышленной пустынной планете «Арракис». Не остались в стороне и ученые. Ранее они уже моделировали климат для подобного мира. На этот раз они решили посмотреть, как изменился бы ее климат, если бы на ней был океан.

Даже в самом оригинальном цикле романов прямо указано, что Арракис не всегда был пустыней. Когда-то 91 процент его поверхности покрывал океан. Но потом какая-то древняя катастрофа лишила планету почти всей воды.

В новом исследовании ученые смоделировали землеподобную планету-пустыню и установили, что если бы ее покрывал сплошной океан, средняя температура на планете снизилась бы на 4°. Произойдет это преимущественно путем образования снега и некоторых типов облаков, которые хорошо отражают излучение звезды.

Кроме того, появление океанов вызовет охлаждение планеты из-за выделения галогенов. Эти газы вызывают разрушение озона. Он хоть и защищает планету от ультрафиолетового излучения, но также вызывает сильный парниковый эффект.

Экстремальные температуры

В целом наличие больших океанов на планете приводит к тому, что в почве становится больше влаги и облегчается существование растений, а в самой атмосфере накапливается водяной пар. Это сопровождается смягчением климата. Исчезают очень высокие и очень низкие температуры.

Если над сплошной пустыней воздух может прогреваться до 70°С, то над океаном — только до 40°С. В целом климат станет «ровнее» путем лучшего перемешивания атмосферы. Однако обратная сторона этого будет заключаться в появлении разрушительных ураганов.

Стоит ли искать в космосе планеты-пустыни

На самом деле все проведенные исследования имеют большое значение для изучения реальной Вселенной. Ведь они могут подсказать ученым, какие именно планеты стоит искать. И ответ на этот вопрос не так однозначен, как кажется.

С одной стороны, есть все, что было указано выше, и планеты с океанами выглядят привлекательнее. С другой, в их случае реальная зона пригодности к жизни получается очень узкая. Ибо описанный механизм работает только в небольшом диапазоне температур.

Стоит температуре немного повыситься — в атмосфере начинает накапливаться водяной пар, который приводит к значительному парниковому эффекту и превращению планеты в аналог Венеры. С другой стороны, накопление льда достаточно быстро может превратить планету в снежок.

Именно поэтому ученые положительно воспринимают данные, согласно которым пустынные планеты в космосе достаточно распространены. Вполне возможно, что это увеличит шансы найти жизнь за пределами Земли.