Старое светило может дать новое понимание звездной эволюции

Недавно открытая звезда может бросить вызов некоторым моделям эволюции светил и того, как они производят элементы по мере старения.

Старая звезда
Старая звезда. Источник: phys.org

Исключительная звезда на поздних этапах эволюции

Все элементы во Вселенной образуются внутри звезд. Со старением светила изменяется состав содержащихся в нем элементов. Например, общепризнанно, что при сгорании звезды теряют более легкие элементы, такие как литий, в обмен на более тяжелые элементы, такие как углерод и кислород.

Но новое исследование, проведенное под руководством ученых из Университета Флориды и при участии астронома из Университета штата Северная Каролина, изучает звезду, которая похоже, является исключением. Эта работа опубликована в журнале The Astrophysical Journal.

Звезда J0524-0336 была открыта во время исследования, направленного на поиск старых звезд во Млечном Пути. Она проэволюционировала, то есть находится на поздних стадиях своей жизни и начинает становиться нестабильной. Это также означает, что она гораздо больше и ярче большинства других звезд своего типа, по оценкам, примерно в 30 раз больше Солнца.

Обнаружение лития

Исследователи применили спектроскопию, использующую длины волн света для измерения количества присутствующих в звезде элементов, и обнаружили большое количество лития в J0524-0336, что было неожиданно для светила такого возраста.

«Когда наша команда впервые посмотрела на спектр этой звезды в 2018 году, мы подумали, что в наших данных ошибка в том месте, где мы должны были бы обнаружить литий, — говорит Ян Редерер, доцент кафедры физики в Университете штата Северная Каролина. — Но когда я внимательнее посмотрел на данные в 2019 году, то подумал, что начальные данные могут быть правильными, поэтому я собрал дополнительный спектр этой звезды в следующем месяце и мы подтвердили, что сигнал был настоящим».

Гипотезы относительно звезды J0524-0336

Команда выдвинула несколько потенциальных гипотез для объяснения высокого содержания лития в J0524-0336. Она может находиться на пока ненаблюдаемой фазе эволюционного цикла звезд или же могла получить этот элемент в результате недавнего взаимодействия с другим небесным телом.

Теоретически считается, что такие старые и большие звезды, как эта, с возрастом поглощают соседние планеты и светила, поэтому J0524-0336, возможно, просто подхватила другое богатое литием тело и еще не успела расплавить новую материю.

Рана Эззедин, профессор астрономии в Университете Флориды и соавтор исследования, считает, что, учитывая количество лития, найденного в J0524-0336, по всей вероятности, обе гипотезы могли иметь место, но необходимо провести дополнительную работу.

«Если мы найдем скопление пыли в околозвездном диске или кольцо обломков и выбрасываемых из звезды материалов, это явно укажет на событие потери массы, например, звездное взаимодействие, — говорит Эззедин. — Если мы не наблюдаем такого диска, мы можем заключить, что обогащение лития может происходить через процесс, происходящий внутри звезды, который еще предстоит детально изучить».

Старое светило может дать новое понимание звездной эволюции