Spitzer заснял рождение пузырей в туманности «Кошачья лапа»

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Представленные изображения получены при помощи инфракрасного телескопа Spitzer. На них запечатлена эмиссионная туманность NGC 6334, расположенная на расстоянии 4200-5500 световых лет от Солнца в созвездии Скорпиона. Благодаря своему характерному виду она также известна под названием «Кошачья Лапа».

Изображение туманности Кошачья Лапа, полученное инфракрасным телескоп Spitzer с использованием инструментов IRAC и MIPS. Источник: NASA/JPL-Caltech

Туманность является регионом активного звездообразования протяженностью 80-90 световых лет. На первом снимке можно увидеть характерные красные пузыри (цвета условные), окруженные газовыми облаками. Они образованы формирующимися внутри туманности молодыми светилами, мощное излучение которых разогревает окружающий газ, заставляя его расширяться — именно так появляются подобные межзвездные пузыри. Также этот процесс заставляет светиться в инфракрасном диапазоне крупные молекулы полициклических ароматических углеводородов. На снимке их излучение показано зеленым цветом.

Некоторые пузыри со времени «лопаются», создавая характерные U-образные структуры. Их можно заметить на другом снимке. Также на нем видны протянувшиеся через туманность темные сгустки (филаменты). Они состоят из настолько плотных скоплений газа и пыли, что сквозь них не может пробиться даже инфракрасное излучение. В будущем внутри них родится новое поколение звезд.

Изображение туманности Кошачья Лапа, полученное инфракрасным телескоп Spitzer с использованием инструмена IRAC. Источник: NASA/JPL-Caltech

Первое изображение было получено при помощи инфракрасной камеры IRAC (Infrared Array Camera) и фотометра MIPS (Multiband Imaging Photo) телескопа Spitzer. Фотометр дает возможность запечатлевать структуры, состоящие из нагретой межзвездной пыли. Второе изображение создано на основе данных, собранных только камерой IRAC, поэтому на ней не видно пылевых образований.

Изображение туманности Лобстер и туманности Кошачья Лапа, полученное телескопом VLT. Источник: ESO

Стоит отметить, что на земном небе туманность «Кошачья Лапа» соседствует с другим регионом звездообразования, известным как туманность «Лобстер» (NGC 6357). Но в реальности они не являются соседями, поскольку «Кошачья Лапа» находится к нам значительно ближе.