«Спектр-РГ» составил карту половины неба

29 марта 2020 года обсерватория «Спектр-РГ» преодолела важную веху. Установленный на ее борту телескоп eROSITA построил рентгеновскую карту, охватывающую 20 637 квадратных градусов, что составляет половину от общей площади небесной сферы.

Карта четверти всего неба, полученная российским консорциумом СРГ/еРОЗИТА 29 марта 2020 г. Источник: СРГ/еРОЗИТА/ИКИ

Аппарату «Спектр-РГ» уже удалось детектировать свыше ста тысяч рентгеновских источников. Среди них — десятки тысяч звезд с активными коронами, остатки вспышек сверхновых, пульсары, аккрецирующие белые карлики, ядра активных галактик и квазаров, а также огромные галактические скопления, основная часть массы которых приходится на т.н. темную материю. Многие из найденных объектов находится на расстояниях, превышающих миллиарды световых лет.

На полученной карте обращает на себя внимание «Северный полярный шпур» — ярчайшая в мягких рентгеновских лучах и наиболее протяженная область Млечного Пути. Природа этой структуры все еще остается предметом научных дискуссий. Кроме того, хорошо видна протянувшаяся вдоль и немного выше главной плоскости нашей Галактики темная полоса, в которой поверхностная яркость рентгеновского излучения меньше, чем в других частях отснятой области небесной сферы. Это связано с поглощением низкоэнергетических рентгеновских лучей газом и пылью, содержащимися в этом регионе в повышенных количествах.

Телескопы «Спектр-РГ» сканируют небо вдоль большого круга небесной сферы, плоскость которого поворачивается по мере движения Земли вокруг Солнца. Все сканы пересекаются в полюсах эклиптики (плоскости земной орбиты), где рентгеновская карта имеет наибольшую чувствительность. Плотность объектов достигает 350 источников на квадратный градус. По словам специалистов миссии, «Спектр-РГ» завершит построение рентгеновской карты всего небосвода к концу июня текущего года.

По материалам: https://www.roscosmos.ru