«Спектр-РГ» облетел точку Лагранжа

16 апреля 2020 г. рентгеновский телескоп «Спектр-РГ» завершил первый облет точки Лагранжа L2 системы «Солнце-Земля». На это ему потребовалось 177 дней. За это время Земля сделала половину оборота вокруг Солнца, а научные приборы обсерватории успели провести все запланированные калибровки и тестовые наблюдения, а также осмотреть более половины небесной сферы.

Точки Лагранжа L2 находится примерно в 1,5 млн км от нашей планеты на условной прямой «Солнце-Земля» в противосолнечном направлении. В этой позиции силы притяжения двух небесных тел уравновешиваются центробежной силой, благодаря чему помещенный в эту точку объект останется в ней и продолжит обращаться вокруг Солнца с той же угловой скоростью, что и его менее массивный спутник (в данном случае — Земля).

Однако так было бы в идеальном случае. В реальности космические аппараты находятся не точно в L2, а движутся вокруг нее по различным траекториям. Например, у «Спектр-РГ» она похожа на спираль. Обсерватория облетает точку Лагранжа по эллиптической незамкнутой кривой с размерами полуосей более 750 тыс. км и порядка 250 тыс. км.

Точка L2 удобна для проведения обзоров неба. Вращаясь вокруг оси, примерно соответствующей направлению на Солнце, «Спектр-РГ» за полгода сможет провести полное сканирование небесной сферы. При этом солнечный свет не попадает в поле зрения его телескопов. Однако такая рабочая орбита неустойчива, поэтому, чтобы аппарат оставался на ней, приходится периодически проводить маневры коррекции.

Помимо «Спектр-РГ», в районе точки Лагранжа L2 сейчас работает европейская астрометрическая обсерватория Gaia. В будущем эта область пространства станет «местом жительства» ряда космических телескопов следующего поколения, в том числе JWST, WFIRST и PLATO.

По материалам: https://www.roscosmos.ru