Союзы и противостояния в космосе. Космические союзники США

Соединенные Штаты Америки — признанный лидер мирного и свободного освоения космоса. Неудивительно, что многие страны строят свою космическую стратегию, опираясь на партнерство с ними. Некоторые союзники почти целиком зависят от NASA и США. Остальные фактически полностью самостоятельны не только в технических разработках, но и в политике их использования.

Освоить Луну США помогут союзники
Даже США не могут осуществить новую лунную программу без союзников. Источник: www.washingtonpost.com

Ближайшие союзники NASA

Это — вторая часть рассказа.Первую читайте здесь

Разветвленная космическая индустрия США не заканчивается на их границах. Фактическим ее продолжением является гражданское и военное агентство ближайших союзников Соединенных Штатов. Причем эти две ветви сотрудничества следует выделить отдельно.

Международные отношения Космических сил США долгое время были очень непубличными и сильно ограниченными. Однако в последние годы значительную часть своих усилий направили на создание в Мексике, Канаде, Австралии и Новой Зеландии собственных военно-космических структур.

Особенно активизировалась эта деятельность после испытания россией космического оружия в ноябре 2021 года и вторжения ее вооруженных сил в Украину. Последнее сопровождалось многочисленными попытками вмешаться в работу электронных спутниковых систем.

В апреле в США состоялась встреча представителей космических сил 15 стран
В апреле в США прошла встреча представителей космических сил 15 стран. Источник: Spacenews.com

Похоже, американские военные пытаются сделать свои спутниковые системы максимально гибкими и устойчивыми. Большое количество спутников на орбите они намерены обеспечить благодаря сотрудничеству с частными компаниями. А вот задачи по управлению орбитальной группировкой и работу с данными, полученными от нее, они хотят частично делегировать на союзников.

Свои многочисленные гражданские программы сотрудничества с иностранными партнерами имеет и NASA. Благодаря им уже упомянутые ближайшие союзники смогли запустить свои спутники еще несколько десятилетий назад. А у некоторых стран даже есть свои астронавты, несмотря на то, что нет даже космодрома.

Космическое агентство Канады

Особенно показательна здесь Канада. Ее национальное космическое агентство CSA было основано только в 1989 году, хотя свой первый спутник страна запустила в 1962-м. А сейчас у нее есть собственную спутниковую группировку для наблюдения за Землей RADARSAT.

Эмблема канадского космического агентства
Эмблема канадского космического агентства. Источник: www.space.com

Благодаря тесному международному сотрудничеству за последние четыре десятилетия в космосе успели побывать 18 представителей этой страны. Правда, и здесь можно продемонстрировать, насколько все союзы в космосе условны — ведь 4 канадских астронавта летали не на шаттлах, а на российских «Союзах».

Тем не менее целевое сотрудничество с отдельными странами уже не является приоритетом NASA на международной арене. Сейчас их мысли преимущественно заняты проектом Artemis, целью которого является возвращение людей на Луну. Соответственно, с другими государствами агентство пытается взаимодействовать в рамках международного компонента этой программы, известной как Соглашения Артемиды.

Фактически это самый большой космический альянс в истории, в который сейчас входит 21 государство, включая Украину. Целью этих соглашений является координация усилий разных стран для мирного освоения нашего естественного спутника. Правда, за пределами общих положений этих соглашений NASA реализует конкретные проекты с каждой страной в отдельности.

JAXA — союзники США в тихоокеанском регионе

Отдельно среди всех близких космических союзников США следует отметить Японию. Во время холодной войны эта страна полагалась в международной политике на американскую поддержку. До сих пор следы этой зависимости можно найти в японской космической программе.

Стартовый комплекс на острове Танегасима
Стартовый комплекс на острове Танегасима. Источник: JAXA

Однако изначально японцы сделали ставку на развитие собственной космической инфраструктуры. В результате первый спутник страна запустила в 1970 году на своей ракете со своего космодрома.

Фактически сейчас Япония — совершенно независимый и очень мощный игрок в области запусков беспилотных космических аппаратов. Особенно это заметно, если говорить не о спутниках, а об автоматических межпланетных зондах. «Кагуя», «Хаябуса-1», «Хаябуса-2», «IKAROS» — все эти аппараты продемонстрировали эффективное использование технологий, которые для других стран все еще остаются экспериментальными. В освоении перспективных методов передвижения в космосе, таких как ионные двигатели и солнечные паруса, Япония вообще является мировым лидером.

Зонд «Хаябуса» — одно из самых больших достижений Японии в космической сфере
Зонд «Хаябуса» — одно из самых больших достижений Японии в космической сфере. Источник: Википедия

С другой стороны, в области пилотируемой космонавтики Япония все еще полностью зависит от США. Создание собственного пилотируемого космического корабля, о разработке которого говорят с начала 1990-х годов, так и остановилось на уровне концептов.

Другие космические организации Японии

Не помог пока японцам в этом отношении и частный капитал. Несмотря на то, что проект коммерческого космоплана HOPE-X разрабатывался почти 15 лет, создать даже его демонстрационную модель так и не удалось. Хотя беспилотные миссии в Японии вполне успешны, и страна пытается реализовывать их исключительно своими силами, достаточно сдержанно кооперируясь с кем-то, кроме США.

Японский частный космоплан HOPE-X, так и не ставший реальностью
Японский частный космоплан HOPE-X, так и не ставший реальностью. Источник:www.globalsecurity.org

А вот в чем Япония сильно отстает от остальных лидеров космической гонки, так это в военной составляющей. Стране до сих пор приходится расплачиваться за поражение во Второй мировой войне. Ее военные всего несколько лет назад получили право называться армией и флотом, а не силами самообороны.

Так что до недавнего времени ни одного военно-космического подразделения Япония просто не имела. Да и сейчас он представлен только одним эскадроном Военно-воздушных сил, все еще находящимся на стадии формирования.

Европейское космическое агентство

Формально к союзникам США в космосе можно также отнести Европейское космическое агентство (ESA). Оно является примером случая, когда космические агентства нескольких стран почти полностью жертвуют национальными интересами ради общих целей. В настоящее время членами этой организации являются 22 страны.

ESA зародилось в годы холодной войны, и не последнюю роль в его создании сыграли США, пытавшиеся объединить усилия членов НАТО перед угрозой доминирования Советского Союза в космосе. Но с распадом СССР агентство начало проводить все более независимую политику.

Европейский сервисный модуль, пристыкованный к кораблю Orion, демонстрирует, что ESA и NASA — союзники. Источник: www1.grc.nasa.gov

Европейцы до сих пор тесно сотрудничают с NASA по программам Международной космической станции и ряду научных миссий в глубоком космосе. Именно европейский сервисный модуль позволяет кораблю Orion совершать маневры вблизи Луны в рамках программы Artemis. Самый современный космический телескоп, названный именем одного из руководителей NASA, вывела на орбиту европейская ракета с французского космодрома Куру.

ESA и россия: враги или союзники?

Одновременно ESA много лет тесно сотрудничало в космосе с россией. Некоторое время наследница СССР даже участвовала в разработке европейской навигационной системы Galileo, имеющей большое значение для обороноспособности применяющих ее стран.

И даже после вторжения россии в Украину в феврале 2022 года общественности пришлось приложить значительные усилия для того, чтобы убедить руководство ESA разорвать все соглашения с россиянами. Ибо, как оказалось, даже европейский марсоход не может сесть на Красную планету без участия посадочной платформы, изготовленной «Роскосмосом».

Посадочная платформа проекта ExoMars напоминает, что ESA и «Роскосмос» недавно были союзниками. Источник: ESA

Но отказ сотрудничать касается только россии. С Китаем европейцы продолжают вести переговоры о сотрудничестве. Европейские научные приборы почти гарантированно появятся на космической станции «Тяньгун», а также вполне возможно — на борту автоматических межпланетных зондов Поднебесной.

С другой стороны, отношения между США и Китаем в космической сфере настолько напряжены, что даже вышедшие из строя обмен данными о спутниках практически невозможен. Поэтому страны постоянно обвиняют друг друга в создании опасности для гражданской инфраструктуры в космосе.

Внутренние противоречия в ESA

При этом внутри ESA ситуация отличается от равноправного партнерства, примером которого теоретически должно быть агентство. Там изначально доминирует Франция. Ведь именно эта страна третья после СССР и США собственными силами вывела на орбиту искусственный спутник.

Неудивительно, что и ракеты, и космодром в ESA изначально были французскими. Да и сейчас финансовое и техническое участие этой страны является наибольшим среди всех членов. При этом технический вклад Германии в общее дело почти такой же, а Италия является второй по уровню финансовой поддержки. Именно эти страны образуют основу агентства.

Предстартовый отсчет запуска James Webb производился на французском языке

Одновременно с ESA входит Великобритания, которая по своим космическим возможностям мало уступает Франции. Но ее участие в общеевропейских программах явно ниже того, которое могло бы быть. Ряд проектов они пытаются реализовать своими силами.

Остальные же члены сильно ограничены в своих возможностях, хотя именно на их территории создаются наиболее перспективные стартапы. ESA понимает, что существенно отстает от США и Китая в области создания коммерческой составляющей космической программы и всячески пытается их догнать. Некоторые проекты действительно могут стать прорывными.

К примеру, осенью 2022 года стало известно, что ICEYE и Satlantis создадут общую систему наблюдения за поверхностью Земли. Основу ее составят спутники с SAR и датчиками оптического диапазона, которые будут работать вместе. Специфика состоит в том, что первая из компаний — финская, а вторая — испанская, и ни одна из этих стран не считается лидером европейской космической отрасли.

Изображение спутника финской компании ICEYE