«Союз МС-10» не вышел на орбиту

Космические технологии

Сегодня с космодрома Байконур была запущена ракета «Союз-ФГ» с кораблем «Союз МС-10». На его борту находились участники 57/58-й долговременной экспедиции на МКС — космонавт «Роскосмоса» Алексей Овчинин и астронавт NASA Ник Хейг (Nicklaus Hague). Вскоре после запуска с ракетой возникли проблемы, сделавшие невозможным выход космического аппарата на орбиту.

Запуск космического корабля «Союз». Источник: NASA/Joel Kowsky

По одной информации, произошло нештатное отделение боковых ускорителей. По другой — ускорители отработали в нормальном режиме, но после их отделения отказали двигатели второй ступени. Из-за этого сработала система аварийного отделения корабля, а далее капсула с космонавтами совершила аварийную посадку в Казахстане. Экипаж «Союз МС-10» жив, с ним установлена связь.

За всю историю космических полетов подобная ситуация возникала лишь один раз — в 1975 г. во время запуска корабля «Союз-18» отказала третья ступень ракеты. В результате срабатывания системы спасения экипажа капсула совершила спуск по баллистической траектории, космонавты испытали пиковую перегрузку до 20g.

Ввиду отсутствия достоверной информации, пока что сложно делать какие-то определенные выводы по поводу причин аварии и ее последствий для российской космической отрасли. Однако можно сказать, что она создаст значительные проблемы для поддержания работы МКС. Сейчас на борту станции находится три члена экипажа, которые должны были вернуться на Землю в начале следующего года. Более чем вероятно, что на время расследования происшествия полеты «Союзов» будут прекращены. В свою очередь, недавно NASA в очередной раз перенесла первые испытания частных пилотируемых космических кораблей. В этой ситуации действующему экипажу, скорее всего, придется задержаться на станции, чтобы обеспечить поддержание ее работоспособности до возобновления полетов космонавтов.