Соседняя экзопланета воняет тухлыми яйцами

Ученые исследовали «горячий юпитер» HD 189733 b, расположенный на расстоянии 64 св. лет от нас. Они нашли в атмосфере этого газового гиганта молекулу сероводорода, что является важной составляющей биохимических процессов. Однако это также означает, что эта экзопланета могла бы вонять тухлыми яйцами.

Экзопланета HD 189733 b
Экзопланета HD 189733 b. Источник: phys.org

Экзопланета HD 189733 b

Газовый гигант HD 189733 b имеет размеры Юпитера и расположен в 64 световых годах от нас. Он находится очень близко к своему светилу, поэтому давно было известно, что условия на нем адские. Однако ученые из университета Джона Хопкинса смогли обнаружить о нем новую удивительную особенность.

HD 189733 b могла бы вонять тухлыми яйцами, если бы мы смогли с безопасностью для себя вдохнуть ее раскаленный воздух. Ведь в атмосфере экзопланеты обнаружили сероводород. Именно он ответственен за этот неприятный запах. Однако при этом данное вещество также является важной составляющей многих биохимических процессов.

Сероводород — большая и очень важная молекула. В целом ученые предполагали, что смогут ее найти на многих газовых гигантах в других звездных системах. Но ее присутствие на HD 189733 b все равно много значит для ученых.

О чем говорит новое исследование

Помимо обнаружения сероводорода, исследователи смогли точно определить количество воды, углекислого и угарного газов в атмосфере HD 189733 b. Также оказалось, что планета содержит метан. Сами по себе эти открытия не такие уж и сенсационные. Это те вещества, которые ученые и ожидали найти.

Важно именно то, что композиция атмосферы HD 189733 b оказалась именно такой, какой и должна была бы быть. Это означает, что действующие теории образования подобных миров верны. С самого своего открытия в 2005 году этот газовый гигант был модельным миром для ученых. Он близкий и транзитный, но при этом чрезвычайно типичный.

Это означает, что его атмосферу относительно легко изучать и результаты будут верными для всех подобных миров. Сама она слишком горячая для того, чтобы на ней могла существовать жизнь. Но подобный состав присутствует на более холодных планетах, к их атмосферам стоит присмотреться внимательнее.

Один из неизученных до сих пор вопросов — корреляция между массой планеты и содержанием на ней металлов. Считается, что чем легче мир, тем их там больше, потому что массивные газовые гиганты «оттягивают» на себя много водорода и гелия. Однако эта закономерность четко установлена только для планет Солнечной системы. Относительно экзопланет ученые продолжают ее проверять.