Сокровища июльского неба (часть 2)

Михаил Лашко
Научный сотрудник Киевского университета им. Гринченко, председатель правления Киевского клуба любителей астрономии «Астрополис»

В середине июля на широте Киева ночи наконец становятся достаточно темными для полноценных наблюдений звездного неба. Вторая половина месяца насыщена интересными небесными событиями. Так, 19-20 июля произойдет противостояние астероида Фисба (88 Thisbe) — его видимый блеск достигнет 9,7 звездной величины. Поэтому для его наблюдений понадобится телескоп или бинокль. Этот объект открыл еще в 1866 г. немецкий астроном Христиан Петерс (Christian Heinrich Friedrich Peters). Астероид относится к крупнейшим телам главного пояса: его размер, по последним данным, не меньше 230 км.

В ту же самую ночь — точнее, утром 20 июля в 3 часа по киевскому времени — можно увидеть соединение Луны с Юпитером (на небе их будет разделять расстояние около 4°).

Соединение Луны и Юпитера на небе в июле 2018 г. Источник: JULY 2018 • SKY & TELESCOPE

27 июля состоятся сразу два неординарных события: самое длительное в текущем столетии полное лунное затмение, обстоятельства видимости которого в Украине будут исключительно благоприятными, и великое противостояние Марса.

В Киеве затмение будет видно практически от начала до конца. Луна начнет входить в земную полутень (область пространства, где Солнце выглядит частично заслоненным Землей) в 20 часов 15 минут по киевскому времени, но эту фазу невозможно заметить невооруженным глазом, тем более что для наблюдателей центра, севера и запада Украины наш спутник в это время еще не выйдет из-за горизонта. Примерно через час после его восхода (для Киева — через 45 минут) и вскоре после захода Солнца, в 21:24 начнется теневая фаза затмения. Диск Луны коснется тени Земли своим левым краем. Полное затмение начнется в 22 часа 30 минут и продлится рекордные час и 43 минуты (наибольшая фаза ожидается в 23:23, в этот момент наш спутник погрузится в земную тень на 161% своего диаметра). Соответственно закончится оно уже после полуночи — 28 июля в 0:13. Полностью Луна выйдет из тени в 1 час 19 минут, из полутени — в 2:28. Все это время неподалеку — примерно в 6° южнее — будет сиять яркий красноватый Марс.

При наблюдениях лунных затмений следует обратить внимание на форму и цвет границы земной тени при ее проектировании на диск Луны. Обычно она нечеткая, «размытая», что связано с преломлением солнечных лучей атмосферой нашей планеты. По той же причине во время полных затмений лунный диск остается видимым, хотя его яркость и окраска в зависимости от глубины погружения в тень и фазы солнечной активности могут изменяться в довольно широких пределах. Поскольку в этот раз наш спутник пересечет центральную зону земной тени, вблизи момента наибольшей фазы его диск будет самым темным.

Карта видимости лунного затмения 27 июля 2018 г. Источник: wikipedia.org

На 27 июля приходится также максимум метеорного потока δ-Акварид. Они имеют два радианта: южный и северный. Первый находится слишком низко над горизонтом (склонение -17°), поэтому условия для их наблюдений более благоприятны в Южном полушарии. Скорость метеоров — около 40 км/с, на протяжении часа их количество не превышает 20. Вторая ветвь — менее интенсивные Северные Аквариды (часовое число в максимуме порядка 10). Первые записи наблюдений δ-Акварид — тогда еще не идентифицированных — были сделаны в 1870 г. Группа ученых из Германии под руководством Куно Хоффмайстера (Cuno Hoffmeister) первыми описала характеристики радиантов потока Северных δ-Акварид в 1938 г. Радиоастроном Мэри Элмонд (Mary Almond) в 1952 г. определила скорости метеоров и орбиту потока. Данные выводы удалось подтвердить в 1952-1954 г. благодаря Гарвардскому проекту изучения метеоров во время фотографических наблюдений. В рамках проекта было получено первое свидетельство того, что на эволюцию потока влияет Юпитер.

Положение радианта метеорного потока δ-Акварид. Источник: ASTRONOMY • JULY 2018

В июльские ночи над южным горизонтом кульминирует созвездие Стрельца (его «нижнюю» часть на широте Киева мы увидеть не можем). Название созвездия дошло до нас из греческой мифологии. Древние греки отождествляли его с кентавром Хироном — другом Геракла, учителем Асклепия и выдающихся греческих героев Ахилла и Ясона. Во время своего пятого подвига, охотясь на Эриманфского кабана, Геракл случайно ранил Хирона стрелой, отравленной желчью Лернейской гидры. Зная, что его ожидают страшные муки, кентавр добровольно сошел в царство Аида, передав свое бессмертие титану Прометею. Позже боги увековечили его среди звезд.

В созвездии Стрельца находится самая широкая и яркая часть Млечного Пути. В темные ночи видно, что в отдельных местах он образует целые облака. Именно в Стрельце находится точка, в направлении которой лежит центр нашей Галактики. Еще в 70-е годы прошлого века там был открыт радиоисточник Sagittarius A*, ассоциирующийся со сверхмассивной черной дырой.

Среди 20 самых ярких звезд Стрельца 12 являются кратными системами (в основном спектрально-двойными). Наиболее яркая из них — ε (эпсилон) — имеет название Каус Аустралис и блеск 1,9m. Интересно, что звезда Альрами, обозначенная буквой α (альфа) — лишь 4-й звездной величины. Похоже, что в древности, когда составлялись первые звездные каталоги, она имела более высокий блеск.

Наиболее яркие объекты каталога Мессье в созвездии Стрельца и его окрестностях. Само созвездие в наших широтах не поднимается высоко над южной частью горизонта; его основные звезды образуют характерную фигуру, среди любителей астрономии известную как «чайник». Источник: JULY 2018 • SKY & TELESCOPE

Созвездие Стрельца — настоящая сокровищница объектов дальнего космоса. 15 объектов каталога Мессье находятся именно здесь, как и почти треть из более чем 150 известных шаровых скоплений, причем большинство их сконцентрировано на небольшом участке, занимающем площадь, эквивалентную 2% небесной сферы. Этот факт, а также определенные с помощью цефеид расстояния до этих скоплений позволили Харлоу Шепли (Harlow Shapley) 100 лет назад — в 1918 г. — выдвинуть гипотезу об их концентрации вокруг центра Галактики. Это открытие стало историческим: с того времени Солнце «утратило» свое центральное положение в нашей звездной системе и «переселилось» ближе к ее периферии.

Шаровое скопление M22 (5,1m), угловые размеры которого можно сравнить с полной Луной (32 угловых минуты) — самый яркий объект этого класса в каталоге Мессье. По количеству звезд оно в 5 раз превышает M13. К тому же оно находится к нам вдвое ближе — на расстоянии немногим больше 10 тыс. световых лет. Диаметр скопления может достигать сотни световых лет. При хороших погодных условиях и чистом небе его можно увидеть невооруженным глазом, но лучше вооружиться биноклем. Отыскать его поможет опорная звезда λ (лямбда) Стрельца: M22 лежит в 2,5° северо-восточнее ее. 80-миллиметровый рефрактор позволит рассмотреть отдельные звезды на периферии скопления. 150-миллиметровый телескоп продемонстрирует в нем до сотни светил. Рентгеновская обсерватория Chandra выявила в скоплении минимум две черных дыры так называемой промежуточной массы.

Рядом находится еще одно шаровое скопление M28 (6,9m), имеющее слегка эллиптичную форму и вдвое меньший угловой размер. В бинокль оно выглядит как туманная звездочка, а более мощные инструменты позволят проследить ослабление яркости от центра к периферии. Чтобы разделить его на звезды, понадобиться телескоп диаметром от 200 мм.

Еще одно шаровое скопление — M54 (7,8m) — состоит из большого количества звезд слабее 14-й величины. Сначала считалось, что оно находится на расстоянии около 50 тыс. световых лет. Однако в 1994 г. было обнаружено, что этот объект, вероятно, относится не к Млечному Пути, а к его спутнику — карликовой эллиптической галактике Стрельца. Современные оценки дают значение расстояния до него около 87 тыс. световых лет. Следовательно, радиус скопления составляет около 150 световых лет. Оно является одним из самых плотных в своем классе. Его светимость в 850 тыс. раз превышает светимость Солнца. В июле 2009 г. группа астрономов сообщила, что они нашли доказательства наличия сверхмассивной черной дыры в ядре M54. Из-за значительного отрицательного склонения этот объект легче наблюдать в южных областях Украины. В светосильный бинокль можно найти его менее чем в 2° западнее яркой звезды ζ (дзета) Стрельца. Но лучше использовать телескоп и поисковую карту. В инструменты с апертурой более 150 мм можно увидеть россыпь звезд на периферии «звездной шара». Совсем недалеко от M54 находятся еще два шаровых скопления M69 и M70, однако они труднодоступны для наблюдений ввиду низкого блеска и большой удаленности к югу от небесного экватора.

Более легким для любительских наблюдений в наших широтах является скопление M75, находящееся на расстоянии около 67 500 световых лет. Его размер достигает 65 световых лет. Оно принадлежит к I классу и является одним из наиболее концентрированных среди известных шаровых скоплений. Его звездная величина — около 8,5m, а общая светимость в 180 тыс. раз превышает светимость Солнца. Несмотря на низкую звездную величину, M75 имеет большую поверхностную яркость, поэтому найти его можно даже в небольшой телескоп, но для этого нужна подробная карта. Скопление будет иметь вид небольшого размытой пятна диаметром 2 минуты. Чтобы увидеть в нем отдельные звезды, понадобится очень чистая атмосфера и телескоп с диаметром объектива не менее 400 мм. Также в хорошую погоду можно попробовать найти и слабые шаровые скопления, не попавшие в каталог Мессье — NGC 6642 (8,8m) и NGC 6638 (9,2m).

Созвездие Стрельца богато и рассеянными звездными скоплениями. Пять из них — M18, 21, 23, 24, 25 — вошли в знаменитый каталог Мессье. Первое имеет блеск 6,5m и небольшой размер (12 минут), в нем насчитывается лишь 30 звезд. 80-миллиметровый телескоп позволит рассмотреть около 15 из них вблизи его центра. Скопление M21 немного ярче (6m), с помощью небольших телескопов в нем можно различить отдельные звезд, что объясняется широким диапазоном их блеска — от 7-й до 14-й величины.

Самым красивым из всех рассеянных скоплений в Стрельце можно, без сомнения, назвать M23 (5,5m), состоящее из полутора сотен звезд. Его видимый размер чуть больше диаметра полной Луны, поэтому для его наблюдений не нужны большие увеличения. Самые яркие звезды скопления имеют блеск около 8m, поэтому, чтобы их увидеть, будет достаточно даже бинокля. В 50-миллиметровую подзорную трубу можно насчитать порядка 40 звезд в форме небольшого облачка. Восточнее M23 лежат еще два ярких скопления — M24 (4,5m) и M25 (4,6m). Первое из них на самом деле не является «звездным скоплением» в привычном смысле слова: это «дыра» в огромном межзвездном пылевом облаке, сквозь которое мы видим тысячи более далеких звезд. Ближайшие из них лежат в нескольких тысячах световых лет от нас, а самые дальние — в 16 тыс. световых лет. Среди них затерялось и слабое «настоящее» скопление NGC 6603 (11m) — его можно заметить лишь в мощные инструменты. M25 хорошо видно даже в 60-миллиметровый телескоп, который покажет группу из 30 звезд.

Безусловным украшением созвездия Стрельца являются и его диффузные туманности — «Лагуна» (M8, 5,8m) и «Трифид» или «Тройная» (M20, 6,7m). «Лагуна» была открыта сицилийским астрономом Джованни Годиерной еще в середине XVII века и описана в его труде 1654 г. «De systemate orbis cometici; deque admirandis coeli characteribus» (Систематика мира комет и удивительные объекты на небе) как туманность средней яркости. Как мы сейчас знаем, она находится на расстоянии 5200 световых лет и представляет собой одну из двух областей звездообразования, которые можно увидеть в наших широтах без помощи инструментов. M8 видна в слабый бинокль как небольшая светящееся «облако» с несколькими яркими звездами. На темном загородном небе, как уже указано, ее легко найти даже невооруженным глазом, а в небольшой телескоп удастся выделить в ней два фрагмента: яркое сгущение вокруг звезды 9 Стрельца и тусклая часть.

В центре туманности находится рассеянное скопление NGC 6530. Туманность содержит ряд глобул — темных коллапсирующих сгустков протозвездной материи, самые заметные из которых были каталогизированы еще американским астрономом Эдвардом Барнардом (Edward Barnard) под номерами B88, B89 и B296. В более крупные инструменты — с апертурами от 150 мм — использованием дипскай-фильтров (UHC, UHC-S) распределение газа в туманности выглядит рельефнее, становится заметной темная «тень» пылевой туманности, разделяющей две части «Лагуны». Собственно, название туманности как раз и обязано своим происхождением этому темному выступу, выглядящему как морской залив, окруженный сушей (светлая туманность) с огнями города на берегу (звездное скопление). В мощные телескопы с большими увеличениями детализация возрастает еще сильнее — в частности, в центре туманности проявляется особенно яркий узел газа в виде песочных часов.

Другой не менее интересный объект — «Тройная туманность», еще одна молодая область звездообразования в молекулярном облаке. Собственно, она представляет собой концентрацию ионизированного водорода, образовавшуюся вокруг звезды HD 164492, а его флуоресценция обуславливает розоватое свечение южной части M20. Северная часть является отражающей, то есть ее голубой цвет вызван рассеянием света окружающих звезд на ее пылевых компонентах. Это одна из интереснейших туманностей для любительских наблюдений. В бинокль она выглядит как невзрачное пятнышко чуть севернее «Лагуны», но большой телескоп на хорошем небе покажет множество ее деталей. Вначале обращает на себя внимание пара звезд прямо в центре яркой части туманности. Затем становится видно, что она как бы разорвана темным провалом надвое. Далее становится заметной темная перемычка над главным разрывом, придающая ему Т-образную форму — отсюда и происходит название «Тройная». При внимательном изучении в условиях качественного ночного неба можно заметить, что темные линии делят фон туманности на четыре части, а к северо-востоку от нее разместилось еще одно, но менее яркое «облачко». При наблюдениях M20 пригодится дипскай-фильтр (UHC или OІІІ), придающий ей более высокий контраст и визуально увеличивающий ее размеры. Правда, вместе с фоном и звездами он «гасит» и соседнюю отражательную туманность.

И напоследок стоит вспомнить про планетарную туманность NGC 6818 (9,3m) и галактику NGC 6822 (9,3m), находящихся в 9° северо-западнее шарового скопления M75. Их разделяет на небе всего 0,7°. Несмотря на слабый блеск, туманность несложно найти даже в сравнительно слабый инструмент благодаря высокой поверхностной яркости. В 150-миллиметровый телескоп она напоминает зеленоватый вытянутый диск с видимыми размерами 22×15 угловых секунд и потемнением в середине. Неправильную карликовую галактику NGC 6822 (Галактика Барнарда) найти сложнее — для этого нужно темное загородное небо.

В следующей статье вы узнаете про обстоятельства наблюдений великого противостояния Марса.