Событие микролинзирования указало на «промежуточную» черную дыру

Команда австралийских астрономов объявила об открытии кандидата в черные дыры средней (промежуточной) массы. Такие объекты считаются переходным звеном между черными дырами, образующимися в результате коллапса звезд-гигантов, и сверхмассивных черных дыр, находящихся в ядрах большинства известных нам галактик.

Отклоненный черной дырой гамма-всплеск в представлении художника. Источник: Carl Knox, OzGrav.

Открытие было сделано в ходе анализа данных о событиях гравитационного микролинзирования. Они возникают в том случае, когда гравитационное поле более близкого к нам объекта, подобно линзе, концентрирует и усиливает свет от более далекого фонового источника. Исследователям удалось обнаружить две идентичные гамма-вспышки, которые на самом деле оказались «копиями» одного и того же источника, получившего обозначение GRB 950830.

Дальнейший анализ показал, что полусекундный гамма-всплеск стал результатом столкновения двух звезд. По пути к Земле он был усилен гравитацией объекта, масса которого в 55 тыс. раз превышает солнечную. Это делает его превосходным кандидатом на роль черной дыры средней массы. По словам исследователей, общее количество таких объектов в окрестностях Млечного Пути составляет 46 тысяч.