Система Kepler-138 может быть домом для двух водных миров

Команда астрономов из Университета Монреаля опубликовала результаты изучения двух экзопланет, обращающихся вокруг звезды Kepler-138. Имеющиеся данные свидетельствую о том, что с большой долей вероятности они могут быть водными мирами.

Водные миры в системе Kepler-138

Звезда Kepler-138 расположена от нас на расстоянии 218 световых лет по направлению к созвездию Лиры. Она представляет собой красный карлик. До недавнего времени астрономам было известно о существовании трех обращающихся вокруг нее экзопланет.

Система Kepler-138 в представлении художника. Источник: NASA, ESA, and Leah Hustak (STScI)

Внутренняя планета Kepler-138 b является небольшим каменистым телом, напоминающим по своим физическими характеристикам Марс. А вот две следующие — Kepler-138 c и Kepler-138 d — представляют куда больший научный интерес. В ходе изучения данных, собранных телескопами Hubble и Spitzer, астрономы определили, что их радиусы примерно в 1,5 раза превосходят радиус нашей планеты. Как правило, экзопланеты таких размеров представляют собой каменные суперземли. Однако массы Kepler-138 c и Kepler-138 d лишь в 2,3 и 2,1 раза больше массы Земли. Это означает, что их средняя плотность намного меньше земной и сопоставима с плотностью ледяных гигантов — Урана и Нептуна.

Исходя из этого, астрономы пришли к выводу, что примерно половина внутреннего объема двух этих миров должна состоять из материалов, которые легче камня, но тяжелее водорода или гелия. Наиболее очевидным кандидатом является вода.

Различия в строении между Землей и экзопланетой Kepler-138 d. Источник: Benoit Gougeon (University of Montreal)

Разработанная учеными модель показала, что, вероятнее всего, Kepler-138 c и Kepler-138 d имеют каменное ядро, окруженное толстой водяной мантией. При этом из-за высокого давления она может существовать в разных состояниях (например, в виде сверхкритической жидкости).

Поскольку орбиты Kepler-138 c и Kepler-138 d пролегают на небольшом расстоянии от центральной звезды, их поверхности получают намного больше энергии, чем Земля, а атмосферы разогреты до температуры, превышающей точку кипения воды. Поэтому астрономы полагают, что обе экзопланеты окружены обширными газовыми оболочками, в которых доминирует водяной пар.

Экзопланета в зоне обитаемости

Ввиду значительных температур и своеобразных атмосферных условий, Kepler-138 c и Kepler-138 d не выглядят местом, пригодным для существования привычной нам жизни. Однако в этой системе есть еще одна экзопланета, о существовании которой стало недавно известно. Она получила обозначение Kepler-138 e.

Планета была открыты той же группой исследователей, которая определила, что Kepler-138 c и Kepler-138 d должны представлять собой водные миры. Она совершает один оборот вокруг своей звезды за 38 дней. Ее орбита проходит у внутренней границы зоны обитаемости системы. К сожалению, этот мир не является транзитным, что пока не позволяет астрономам узнать его диаметр и, как следствие, определить, является ли он каменистым телом, газовым гигантом или еще одним водным миром.