Северный полюс Ганимеда

Ганимед является крупнейшим из всех спутников планет Солнечной системы. По диаметру он даже превосходит Меркурий. Кроме того, он является единственным известным спутником, обладающим собственным магнитным полем, мощность которого также превосходит магнитосферу Меркурия. Неудивительно, что астрономы испытывают повышенный интерес к этой ледяной луне. Ее изучение может пролить свет на механизм формирования и эволюции спутникового семейства Юпитера.

Сделанные станцией Juno инфракрасные снимки Ганимеда. Источник: NASA/JPL-Caltech/SwRI/ASI/INAF/JIRAM

26 декабря 2019 г. космический аппарат Juno осуществил очередное сближение с Юпитером. На пути к газовому гиганту он пролетел на высоте 100 тыс. км над северным полюсом Ганимеда. Ученые воспользовались этой редкой возможностью и провели съемку приполярного региона спутника. Для этого они использовали установленный на борту Juno спектрометр JIRAM (Jovian Infrared Auroral Mapper). Формально этот инструмент предназначен для изучения верхних слоев юпитерианской атмосферы. Но специалисты миссии сумели настроить его для фотографирования поверхности Ганимеда.

Снимки JIRAM показали, что лед на северном полюсе спутника имеет необычную аморфную структуру, которую объяснили его постоянной плазменной «бомбардировкой». Поскольку Ганимед не имеет собственной атмосферы, захваченная его магнитным полем плазма из юпитерианской магнитосферы постоянно воздействует на полюса луны. Поток заряженных частиц не дает льду приобрести упорядоченную (кристаллическую) структуру.

Северный полюс Ганимеда глазами Juno. Источник: NASA/JPL-Caltech/SwRI/ASI/INAF/JIRAM

В следующий раз мы сможем взглянуть на полюса спутников крупнейшей планеты лишь в следующем десятилетии, когда в систему Юпитера прибудет европейский аппарат JUICE. Он выполнит серию пролетов ледяных лун газового гиганта, а в 2032 г. выйдет на постоянную орбиту вокруг Ганимеда, после чего проведет его комплексное изучение и детальное картографирование поверхности.