Счет на сотни: Солнце покрылось рекордным количеством солнечных пятен

Обсерватория SDO сфотографировала несколько сотен видимых пятен на Солнце. Это рекордное значение, как минимум, за последние двадцать лет.

Фотография Солнца, сделанная обсерваторией SDO 8 августа 2024 года. Источник: NOAA/SWPC/NASA

Солнечными пятнами называют участки фотосферы, которые выглядят темнее окружающей поверхности. Они возникают в результате возмущений отдельных участков магнитного поля Солнца. Когда силовые линии «прорываются» сквозь фотосферу в область короны, то подавляют движение вещества, препятствуя переносу энергии из внутренних областей наружу. В результате температура в этих местах снижается примерно на 1500 градусов и они кажутся нам темнее, чем остальная поверхность Солнца.

Пятна на Солнце напрямую связаны с его активностью. Когда она минимальна, на всей солнечной поверхности может не быть ни одного темного участка. Когда она достигает максимума, Солнце покрывается большим количеством пятен. Они производят вспышки и корональные выбросы массы — когда те достигают Земли, это приводит к геомагнитным бурям и полярным сияниям.

Сейчас Солнце достигло максимума очередного 11-летнего цикла своей активности. Он заметно превзошел ожидания ученых. Так, в мае вспышки на Солнце привели к мощнейшей в 21 веке геомагнитной буре. А 8 августа обсерватория SDO сфотографировала наибольшее количество пятен на Солнце за последние годы. По предварительной оценке Центра прогнозирования космической погоды их количество составило 337. В последний раз такое большое число пятен на Солнце наблюдалось в марте 2001 года.

Правда, пока что это предварительная оценка. Данные все еще находятся в процессе обработки — официальная статистика будет опубликована в конце месяца. Ученые из Центра данных о солнечных влияниях Королевской обсерватории в Бельгии на данный момент насчитали 299 пятен. Это наивысший показатель с июля 2002 года.

Ранее мы рассказывали о том, как увеличение солнечной активности привело к прекращению работы телескопа NASA.

По материалам Space.com