Саван погибшей звезды

Представленное изображение было получено 4-метровым телескопом Николаса Мэйолла, установленным на территории обсерватории Китт-Пик. На снимке объект, напоминающий гигантский мыльный пузырь. Это планетарная туманность EGB 6, расположенная от нас на расстоянии около 1500 световых лет.

Планетарная туманность EGB 6. Источник: KPNO/NOIRLab/NSF/AURA

Название «планетарная туманность» способно ввести в заблуждение, поскольку такие объекты не имеют никакого отношения к планетам. На самом деле они представляют собой нечто вроде савана, который окутывает умирающую звезду.

Планетарные туманности образуются в конце жизненного цикла солнцеподобных светил, которые достигли стадии красного гиганта и сбросили свою оболочку в окружающее пространство. Ультрафиолетовое излучение обнажившегося звездного ядра ионизирует выброшенное вещество, заставляя его светиться и порождая весьма красочные картины.

Фаза планетарной туманности длится несколько десятков тысяч лет, что по астрономическим меркам является буквально мгновением. Особенно если сравнить этот срок с продолжительностью жизни солнцеподобных звезд, которая, в зависимости от их массы, составляет от 30 млн до 10 млрд лет.

EGB 6 просуществует еще несколько тысяч лет. После этого звездное ядро остынет и превратится в тусклый белый карлик, который перестанет излучать достаточное количество ультрафиолета для ионизации сброшенной оболочки. В результате она станет невидимой. Впрочем, со временем вещество погибшей звезды войдет в состав газово-пылевых облаков. Впоследствии они дадут начало новому поколению светил и планет, где может появиться какая-то жизнь.

Вы также можете полюбоваться прекрасными снимками туманности Пламя.

По материалам https://noirlab.edu