Родина «Чужого»: что мы знаем о звездной системе Дзета Сетки

Во многих фантастических фильмах, книгах и сериалах фигурируют вполне реальные звездные системы. В их числе «Дюна», про главные звезды которой мы уже рассказывали.

Но есть еще одна популярная научно-фантастическая франшиза, в которой можно встретить вполне реально существующую звезду. Речь о «Чужом», действие которого разворачивалось в системе Дзета Сетки. По случаю выхода фильма «Чужой: Ромул» мы бы хотели рассказать о том, сейчас астрономам известно об этом мире.

Дзета Сетки в «Чужом»

В общей сложности, действия сразу трех фильмов о ксеноморфах происходят в звездной системе Дзета Сетки. Это оригинальный «Чужой», «Чужие» и «Прометей».

Система Дзета Сетки в фильме «Чужой»

В «Чужом» космический корабль «Ностромо» меняет свой курс и прибывает в систему Дзета Сетки после получения неизвестного сигнала. Его источник расположен на одной из лун, которая обращается вокруг напоминающего Сатурн газового гиганта с кольцами. В фильме говорится, что диаметр спутника составляет 1200 км, период обращения вокруг своей оси — 2 часа, а поверхность сложена из лавовых пород.

Поверхность LV-426 в фильме «Чужой»

Несмотря на столь скромные размеры, сила тяжести на поверхности тела составляет 0,86 g. Оно обладает полноценной атмосферой, которая состоит из азота, метана и углекислого газа. Конечно, в реальности, такой крошечный объект вряд ли бы смог обладать столь мощной гравитацией. Поэтому в некоторых книгах про «Чужих» значение диаметра спутника было увеличено до более правдоподобных 12 тысяч км.

По сюжету фильма выясняется, что на спутнике нет собственных форм жизни, а сигнал исходит от инопланетного космического корабля, который некогда потерпел крушение на этом небесном теле. Проникнув на его борт, герои находят мертвого инопланетянина, а также перевозимый кораблем груз, состоящий из яиц паразитической форм жизни, которая использует других живых существ в качестве инкубаторов.

LV-426 в фильме «Чужие»

Из «Чужих» мы узнаем, что после событий первого фильма спутник подвергся терраформации и получил обозначение LV-426 (иногда его также называют Ахероном). Теперь на нем богатая кислородом атмосфера, а температура повысилась настолько, что на поверхности уже можно находиться в обычной одежде. В то же время, LV-426 все равно сложно назвать приятным для жизни местом. Из-за работы атмосферного процессора ее небо почти всегда закрыто облаками, там идут постоянные проливные дожди и дуют очень мощные ветра.

LV-223 в фильме «Прометей»

Действие «Прометея» тоже разворачивается в системе Дзета Сетки, но у другого спутника газового гиганта с кольцами под обозначением LV-223. Он имеет более благоприятный климат, чем LV-426, а атмосфера напоминает земную, за одним важным исключением — она содержит намного больше углекислого газа. Поэтому человек без скафандра может выжить на поверхности LV-223 не более нескольких минут.

LV-223 в фильме «Прометей»

На LV-223 есть заброшенная база, некогда построенная древней инопланетной цивилизацией Инженеров, а также встречаются некоторые червеобразные формы жизни. Правда непонятно, являются ли они местными или же привезены пришельцами с других миров.

Дзета Сетки в реальности

Такой Дзета Сетки показана в фильмах про ксеноморфов. Но что нам на самом деле известно об этой звездной системе?

Положение звезд Дзеты Сетки на небе.

Начнем с того, что это двойная система. Она состоит из пары желтых карликов, расположенных на расстоянии 39 световых лет от Земли. Видимая звездная величина Дзеты Сетки на земном небе составляет +5,5. Так что при идеальных условиях ее можно увидеть на небе невооруженным глазом.

Фильмы про «Чужого» не показывали нам две звезды на небе LV-426. Однако это можно объяснить тем, что желтые карлики разделены довольно внушительной дистанцией в 3700 а. е. Это в 120 раз больше расстояния между Солнцем и Нептуном. На столь большом расстоянии второй компонент системы будет выглядеть как очень яркая звезда, яркость которой примерно в 35 раз меньше полной Луны (или в 1320 раз больше яркости Венеры на земном небе).

Звезды Дзеты Сетки

По своим размерам и массе звезды Дзеты Сетки напоминают наше Солнце. Они немного меньше и тусклее, а также обладают более низкой металличностью (процент содержания элементов тяжелее водорода и гелия). Что касается возраста, то тут оценки астрономов расходятся. Дзета Сетки является частью движущейся группы звезд Дзета Геркулеса, чей возраст составляет  8 млрд лет. Низкая металличность также указывает на то, что Дзета Сетки должна быть старше Солнца. Однако этому противоречат результаты изучения хромосфер ее звезд. Согласно им, возраст системы составляет всего 2 млрд лет.

Есть ли у Дзеты Сетки планеты? В XX веке некоторые уфологии утверждали, что маленькие серые человечки прилетают на Землю именно из этой системы. Возможно, именно поэтому авторы «Чужого» и выбрали ее в качестве места действия.

Но на данный момент астрономам не удалось найти экзопланет в системы Дзеты Сетки. В то же время, наблюдения, выполненные в 2007 и 2010 годах космическими телескопами Spitzer и Hershel выявили избыток инфракрасного излучения. Его связали с окружающим одну из звезд осколочным диском, напоминающим по своим характеристикам пояс Койпера. Однако более свежие наблюдения комплекса ALMA поставили под сомнение существование диска и списали предыдущие данные на ошибку измерений.

Впрочем, это вовсе не означает, что у Дзеты Сетки нет планет. Вполне возможно более мощным телескопам следующего поколения удастся что-то найти в этой системе. Главное, чтобы это не оказался потерпевший крушение инопланетный корабль с подозрительным грузом на борту.