С точки зрения науки: пять главных звезд вселенной «Дюны»

29 февраля состоялась премьера одного из наиболее долгожданных фантастических фильмов 2024 года: продолжения «Дюны», снятой режиссером Дени Вильневым.

Как известно, фильм является экранизацией одноименной книги Фрэнка Герберта, которая в свою очередь является частью одной из самых масштабных литературных эпопей в истории мировой фантастики. На ее страницах фигурирует множество действующих лиц, группировок и, конечно же, различных планет. И пускай все они вымышлены, многие из них обладают настоящими «адресами». Создавая свою вселенную, Фрэнк Герберт помещал планеты вокруг реально существующих звезд. По случаю выхода фильма в прокат, мы бы хотели рассказать о том, что на сегодняшний день известно астрономам о пяти звездах первого романа саги, который был экранизирован Вильневым.

Канопус (планета Арракис)

Арракис — это ключевой мир «Дюны». Как неоднократно говорят в романе и в фильме, тот, кто контролирует его — контролирует всю Вселенную.

Планета Арракис (кадр из фильма «Дюна»)

Согласно лору саги, Арракис является третьей планетой в системе звезды Канопус.  Еще с древних времен она привлекала внимание людей. Ведь это вторая по яркости звезда на ночном небе после Сириуса. Так что она нашла широкое отражение в мифах различных народов. Канопус также активно использовался для навигации. Южный полюс мира можно найти с помощью его и другой яркой звезды, Ахернар, так как три этих точки на небе образуют правильный треугольник. Возможно, именно поэтому Фрэнк Герберт и выбрал Канопус в качестве дома для Арракиса.

Сейчас мы знаем, что Канопус находится от нас на расстоянии 310 световых лет. Он представляет собой бело-голубой гигант. Его масса превосходит массу Солнца в 8–10 раз, радиус — в 70 раз, а светимость — более чем в 10 тысяч раз. Возраст звезды составляет 30 млн лет. Это совсем немного по меркам нашего Солнца, чей возраст составляет 5 млрд лет. Но не стоит забывать, что чем больше масса, тем быстрее умирает звезда. Канопус уже исчерпал запасы водородного горючего и сейчас в его недрах идут реакции синтеза с участием ядер гелия.

Канопус на небе (вид с МКС). Источник: NASA

Что будет дальше, зависит от точного значения массы Канопуса. Если она ближе к нижней границы существующей оценки, то со временем звезда просто сбросит внешние слои атмосферы и станет белым карликом. Если же она ближе к верхней границе, то в будущем светило превратится в сверхновую. В любом случае, учитывая то, что Канопус уже прожил большую часть отпущенного ему срока, эта система выглядит не самым благоприятным местом для жизни.

36 Змееносца (планета Гьеди Прайм)

Гьеди Прайм — это родина дома Харконненов. Планета богата минералами, различными  ископаемыми и очень сильно индустриализирована. Тем не менее на ней еще сохранились некоторые леса. По книгам, Гьеди Прайм является третьей по счету планетой, обращающейся вокруг звезды 36 Змееносца. Но что мы знаем о ней в реальности?

36 Змееносца расположена на расстоянии 19,5 световых лет и является тройной системой. Две ее центральных звезды представляют собой пару обращающихся вокруг общего центра масс оранжевых карликов возрастом примерно в 1,5 млрд лет. Они находятся на очень вытянутой орбите: ее периастр составляет 7 а.е. (что сравнимо с расстоянием от Солнца до Юпитера), апоастр — 169 а.е. (это в четыре раза больше средней дистанции между Солнцем и Плутоном). Один оборот занимает у них 570 лет. Третий компонент системы — удаленный оранжевый карлик, обращающийся вокруг центральной пары. Его орбита проходит на расстоянии 4000–5000 а. е. от нее.

Звезда 36 Змееносца. Источник: theskylive.com

Астрономы уже несколько раз пытались найти экзопланеты у 36 Змееносца. До сих пор эти попытки не принесли успеха, но исследователи не сдаются и продолжают поиски.

Дельта Павлина (планета Каладан)

На протяжении многих поколений Каладан являлся пристанищем дома Атрейдесов. Большая часть  планеты занята водой. Что касается суши, то она преимущественно покрыта лесами, болотами и полями.

Планета Каладан (кадр из фильма «Дюна»)

Каладан обращается вокруг звезды Дельта Павлина, которая в реальности находится на расстоянии 19,9 световых лет от Земли. Изыскания астрономов показали, что она на несколько миллиардов лет старше Солнца. В прошлом Дельта Павлина тоже была желтым карликом, как и наша родная звезда. Однако на данный момент она уже практически исчерпала запасы водородного горючего. Так что в уже ближайшее, по астрономическим меркам время, звезда начнет расширяться, превращаясь в красный гигант.

Дельта Павлина. Источник: wikipedia

Астрономы нашли свидетельства того, что у Дельты Павлина есть массивный компаньон, находящийся на расстоянии, сопоставимом с дистанцией между Солнцем и Сатурном. Это может быть или суперюпитер или даже коричневый карлик. Поскольку металличность Дельты Павлина заметно превышает солнечную, это дает надежду на то, что вокруг нее могут обращаться и планеты земного типа. Правда, учитывая скорое превращение звезды в красный гигант, даже если там и есть жизнь, в  будущем ее явно не ждет ничего хорошего.

Гамма Рыб (планета Салуса Секундус)

В прошлом планета Салуса Секундус была столицей Империи. Однако затем она подверглась атомной бомбардировке, после чего столицу перенесли на Кайтайн. Сама же Салуса стала тренировочной базой для сардукаров и главной тюрьмой государства.

Согласно вселенной Дюны, Салуса Секундус является третьей планетой системы Гамма Рыб. Она находится на расстоянии 135 световых лет от Земли и представляет собой проэволюционировавшую звезду, которая в прошлом напоминала наше Солнце. Гамма Рыб уже сожгла все запасы водородного горючего и внутри нее идут реакции с участием ядер гелия. Это привело к ее расширению, которое будет продолжаться до тех пор, пока звезда не сбросит оболочку и не станет белым карликом.

Гамма Рыб. Источник: in-the-sky.org

Несмотря на то, что металличность Гаммы Рыб меньше, чем у Солнца, астрономам уже удалось найти одну экзопланету в этой системе. Она представляет собой газовый гигант, чья масса в 1,3 раза превосходит массу Юпитера. Экзопланета совершает один оборот вокруг звезды за 555 дней.

Альфа Рыб (планета Кайтайн)

На момент событий оригинальной книги и фильма Дени Вильнева, Кайтайн является столицей империи и правящего дома Коррино. Эта красивый мир, славящийся прекрасным климатом и своей монументальной архитектурой. У Кайтайна есть четыре спутника и внушительные кольца.

Альфа Рыб в представлении художника. Источник: gardenastronomer.com

Согласно лору «Дюны», Кайтайн является шестой планетой второй звезды системы Альфа Рыб. Она находится в 150 световых годах от Земли и состоит из двух светил спектрального класса А, чьи массы примерно в 2,5 раза превосходят массу Солнцу, а их светимости — в 55 и 60 раз.

Звезды Альфы Рыб обращаются вокруг общего центра тяжести, совершая один оборот вокруг друг друга за три тысячи лет. На данный момент астрономам не удалось найти у них экзопланет. Но, исходя из колебаний их блеска, они допускают наличие у них массивного компаньона — коричневого карлика или даже другой звезды.