Рентгеновские телескопы могут помочь в поиске экзопланет

Обычно экзопланеты находят благодаря применению транзитного метода и с помощью телескопов видимого и инфракрасного спектров. Однако недавно исследователи предложили использовать с этой целью космические аппараты, работающие в рентгеновском диапазоне.

Рентгеновские телескопы могут помочь в изучении экзопланет
Рентгеновские телескопы могут помочь в изучении экзопланет. Источник: phys.org

Открытие экзопланет

Недавно ученые предложили использовать для поиска экзопланет метод транзитов с помощью космических телескопов, работающих в рентгеновском диапазоне. Они считают, что таким образом можно узнать о телах, вращающихся вокруг других звезд, такое, чего мы не смогли объяснить до сих пор.

Поскольку количество открытых экзопланет и кандидатов в них измеряется уже тысячами, может показаться, что мы о них много знаем. Однако в действительности три четверти подобных тел мы открыли транзитным методом. То есть фактически все, что мы о них знаем, это то, насколько сильно слаб свет звезды, когда они проходят между ней и нами.

При этом значительная часть открытых планет находится очень близко к своим звездам. Там на них падают мощные потоки жесткого излучения, в том числе рентгеновского. Они пытаются сорвать с мира его атмосферу независимо от того, насколько она плотная.

Чем помогут рентгеновские телескопы

В связи со всем этим, ученых очень интересует статистика, которую они получили на сегодняшний день. Среди экзопланет мало тех, которые имеют размер Нептуна или чуть больше его по размеру, а также небесных тел с диаметром от 1 до 2 земных. А вот субнептунов и суперземель значительно больше.

Относительно объяснения такой картины у ученых есть теория, согласно которой именно субнептуны имеют достаточно сильную гравитацию и поэтому могут удерживать атмосферу даже в тех условиях, когда маленькие суперземли и газовые гиганты ее теряют. Однако это нужно как-то подтверждать, и вот здесь на помощь могут прийти рентгеновские телескопы. Дело в том, что волны более высокой частоты должны лучше проходить сквозь атмосферу планеты и нести достаточно исчерпывающую информацию о ней.

Однако авторы нового исследования говорят, что эти события достаточно тусклые. Поэтому они решили сначала смоделировать, как подобные транзиты будут выглядеть и смогут ли современные орбитальные телескопы зарегистрировать их.

Короткий ответ: по крайней мере некоторые, да. Правда, для этого придется наложить друг на друга несколько кривых блеска. А вот о планетах, не имеющих атмосфер, дополнительной информации таким образом получить не удастся.