Рай для глаз: ESA улучшило волшебную фотографию галактики NGC 1385

Космический телескоп Hubble продолжает удивлять своими снимками дальнего космоса. На днях Европейское космическое агентство (ESA) опубликовало несколько новых фотографий галактик, ставших настоящим раем для глаз.

Спиральная галактика NGC 941 со сверхновой SN 2005ad. Источник: ESA/Hubble & NASA

Первой из них является галактика NGC 941 диаметром около 55 тысяч световых лет. Расположена она на расстоянии примерно 55 млн световых лет от Млечного Пути. Ее первооткрывателем является Уильям Гершель, заметивший ее в 1785 году. Конечно, астрономы долгое время видели в свои телескопы слабое туманное пятно, но Hubble показывает нам невероятные детали этой системы.

На свежих снимках можно заметить кое-что, помимо самой NGC 941 — сверхновую SN 2005ad. Этот звездный взрыв является особенным отчасти потому, что его заметил не профессиональный астроном, а выдающийся любитель Коичи Итагаки. SN 2005ad относится ко II типу. Она стала причиной того, что Hubble снова перевел свой взгляд на далекую галактику.

NASA отмечает, что астрономы-любители иногда могут открывать такие события раньше, чем профессионалы, вооруженные самым современным оборудованием. Дело в том, что вспышки сверхновых происходят очень быстро, поэтому для их обнаружения нужны не только отличное оборудование и навыки, но и удача. Учитывая, что на счету Итагаки уже порядка 200 найденных сверхновых, понятно, что вдобавок к его опыту ему еще и очень везет.

Спиральная галактика NGC 1385, на которую Hubble «посмотрел» по-новому с помощью шести различных фильтров. Авторство изображения: ESA/Hubble & NASA

Другое изображение запечатлело галактику NGC 1385. Она находится на расстоянии около 30 млн световых лет от нас и является частым объектом наблюдений Hubble. В 2021 году ее фотография даже получила титул «Снимок недели». Конечно, без магии фильтров здесь не обошлось. Они помогают «подкрасить» космические изображения, в необработанном виде выглядящими просто как градации серого. Также фильтры помогают увидеть различные детали, поскольку многие космологические события легче изучать в разных диапазонах электромагнитных волн. В случае NGC 1385 замена фильтра привела к тому, что галактика вообще стала выглядеть по-другому.

Hubble
NGC 1385, как ее увидел Hubble в 2021 году. Авторство изображения: ESA/Hubble & NASA

Как обычно, волшебные снимки телескопа Hubble имеют и научную цель. В этом случае NGC 1385 была сфотографирована в рамках миссии Physics at High Angular Resolution in Nearby GalaxieS (PHANGS), целью которой является создание первого набора астрономических данных, отображающего связи между молодыми звездами и холодным молекулярным газом в различных галактических средах.

Ранее мы сообщали о том, как Hubble запечатлел спиральную галактику NGC 2814.

По материалам petapixel.com