Просто о сложном | Чем астероиды отличаются от комет

Часто от астрономов можно услышать, что какой-то объект в Солнечной системе является астероидом или кометой. Для обычных граждан это два совершенно разных типа небесных тел. А вот ученые действительно часто не могут определиться, где между ними пролегает граница. Поэтому давайте разберемся в этом.

Чем астероиды отличаются от комет?

1. Что общего между астероидами и кометами?

Все знают, что астероид — такой космический камень, который обычно летает где-то далеко. А комета — это звезда с хвостом. Однако на самом деле общего между ними больше, чем различий. И те, и другие относятся к малым телам Солнечной системы. Это твердые объекты, размеры которых измеряются километрами, то есть они в сотни и даже тысячи раз меньше любой из крупных планет.

И кометы, и астероиды движутся по собственным орбитам, которые в течение миллионов лет могут изменяться в зависимости от того, как на них влияет гравитация больших тел.

2. Отличаются ли орбиты астероидов и комет?

Обычно считается, что кометы движутся вытянутыми эллипсами, то приближаясь к Солнцу, то удаляясь от него. Астероиды же кружатся в Главном поясе, поэтому их орбиты не столь вытянуты. Но это не совсем так.

На самом деле и среди астероидов встречаются объекты с достаточно эксцентричными орбитами, напоминающими траектории некоторых комет, которые не улетают от Солнца намного дальше, чем орбита Юпитера. Кроме того, считается, что большинство кометоподобных тел находится в облаке Оорта и никогда не приближается к Солнцу. Орбиты таких тел могут быть близкими к круговым.

3. Отличается ли химический состав этих объектов?

Мнение о том, что кометы преимущественно состоят изо льда, а астероиды — из камня и металлов, также в основном ошибочно. Химический и фазовый состав астероидов может сильно отличаться от одного тела к другому. То же самое можно сказать о кометах. С одной стороны, среди них есть немало «гигантских снежков», сильно загрязненных силикатами. С другой — некоторые астероиды могут содержать лед и замерзшие газы. Часть из них вообще представляют собой «груды щебня» — нагромождение отдельных камешков, не связанных практически ничем, кроме слабой гравитации.

Когда объект, значительная часть которого состоит из летучих веществ, приближается к Солнцу, они начинают испаряться. Вместе с выделяющимися газами от него могут отрываться и мелкие камешки. Все это образует хвост, который может возникнуть как у комет, так и у тел, которые обычно относят к астероидам. Поэтому четкой границы между двумя типами объектов на самом деле нет.

4. Отличаются ли последствия от столкновения Земли с астероидом и кометой?

Чисто теоретически столкновение Земли с кометой менее опасно, чем с астероидом. Причина в том, что обычно кометные ядра преимущественно состоят из замерзших газов. Такой объект с большой вероятностью взорвется на большой высоте, не выдержав сопротивления воздуха. И разрушений при этом будет значительно меньше, чем от астероида той же массы. Потому что тело, состоящее из силикатов, железа и никеля, имеет все шансы долететь до земной поверхности.

На практике гораздо важнее то, с какой скоростью и под каким углом к нам приближается опасный объект, чем то, из чего он состоит. И в этом плане кометы ничем не отличаются от астероидов. Главный же параметр, от которого зависит серьезность последствий, — размер. Если он измеряется не десятками и сотнями метров, а километрами, то все, что выше было сказано об атмосфере, практически не имеет значения. Кометы и астероиды таких размеров одинаково опасны.

5. Насколько большими могут быть кометы?

С опасностью комет связан вопрос о том, насколько большими они могут быть. Относительно астероидов мы точно знаем, что их размер достигает десятков и сотен километров, а самые большие из них даже отнесли к категории карликовых планет.

Относительно комет не так давно считалось, что их максимальный размер может достигать нескольких десятков километров. В конце концов, большим объектам легче удерживать газы от рассеивания в космосе, и на эксцентричных орбитах они встречаются значительно чаще. Однако в 2021 году далеко за орбитой Нептуна был найден объект Бернардинелли — Бернштайна (C/2014 UN271 Bernardinelli — Bernstein), проявляющий кометную активность. Его диаметр составляет 100–200 км.