Прощальный снимок спектрографа VIMOS

На представленной фотографии можно увидеть «танец» спиральных галактик NGC 5426 и NGC 5427. Они находятся на расстоянии 110 млн световых лет в созвездии Девы. Обе галактики имеют примерно одинаковые размеры и массу. Они постепенно приближаются друг к другу и уже обзавелись «мостом»: перемычкой, состоящей из газовых облаков, пыли и молодых светил. Она сформировалась в результате мощного гравитационного взаимодействия между галактиками.

Галактики NGC 5426 и NGC 5427. Источник:ESO/Juan Carlos Muñoz

Предполагается, что в будущем такая же судьба ждет и Млечный путь. Как показывают расчеты, через несколько миллиардов лет наша галактика столкнется с галактикой Андромеда.

Особенность изображения заключается в том, что это прощальный снимок, сделанный мультиобъектным спектрографам оптического диапазона VIMOS (VIsible Multi-Object Spectrograph) VIMOS. Инструмент был установлен на Очень Большом Телескопе ESO в 2002 г. В течение 16 лет VIMOS выполнил множество различных наблюдений. Инструмент не предназначался для изучения одиночных объектов — он был способен получать детальную информацию о сотнях галактик сразу.  Астрономы использовали его для наблюдения формирования галактик в ранней Вселенной, их эволюции и взаимодействия.

Но, как известно, прогресс не стоит на месте. За время, прошедшее после установки VIMOS астрономы получили новые, более совершенные инструменты. Поэтому весной этого года спектрограф был демонтирован.

По материалам: http://www.eso.org