Появились новые свидетельства сходства Марса с Землей в прошлом

Ученые в очередной раз нашли подтверждение того, что миллиарды лет назад Марс был похож на Землю. Об этом свидетельствует большое количество оксида марганца, которое нашел в кратере Гейла марсоход Curiosity. Он мог образоваться только в богатой кислородом атмосфере.

Новые свидетельства похожести Марса на Землю в прошлом нашли в кратере Гейла
В кратере Гейла нашли новые свидетельства сходства Марса с Землей в прошлом. Источник: phys.org

Оксид марганца в кратере Гейла

Группа исследователей с помощью прибора ChemCam на борту марсохода NASA Curiosity обнаружила большее, чем обычно, количество марганца в озерных породах в кратере Гейла на Марсе. Это указывает на то, что эти отложения образовались в реке, дельте или вблизи береговой линии древнего озера в условиях, которые были довольно сильно похожи на земные.

«Оксиду марганца трудно образовываться на поверхности Марса, поэтому мы не ожидали, что найдем его в таких высоких концентрациях в прибрежных отложениях», — сказал Патрик Газда из группы космических наук и применений Лос-Аламосской национальной лаборатории и ведущий автор исследования.

На Земле такие отложения происходят постоянно из-за высокого содержания кислорода в атмосфере. Последний образуется в результате фотосинтеза, а также благодаря микроорганизмам, которые помогают катализировать реакции окисления марганца.

Загадка образования оксида марганца

На Марсе мы не имеем доказательств существования жизни, а механизм производства кислорода в его древней атмосфере непонятен, поэтому то, как оксид марганца образовался и сконцентрировался здесь, действительно озадачивает. Эти находки указывают, что какие-то масштабные процессы в его газовой и водной оболочках все же происходили. Однако понимание того, что это было, требует дополнительных исследований.

Камера ChemCam, разработанная в Лос-Аламосе и CNES (Французским космическим агентством), использует лазер для формирования плазмы на поверхности горных пород и собирает отраженное излучение для количественного определения их элементного состава.

Осадочные породы, которые исследует марсоход, представляют собой смесь песков и илов. Песчаные породы проще, и подземные воды легче проникают сквозь них, чем сквозь илы, которые составляют большинство пород дна озера в кратере Гейла.

Исследовательская группа рассмотрела, как марганец мог обогатиться в такой почве, например, путем просачивания подземных вод сквозь пески на берегу озера или устья дельты, и какой окислитель мог быть ответственным за осаждение марганца в горных породах.

Свидетельства сходства с Землей

На Земле марганец обогащается благодаря кислороду в атмосфере, и этот процесс часто ускоряется благодаря присутствию микроорганизмов. Микробы на Земле могут использовать различные степени окисления марганца в качестве энергии для метаболизма. Если бы на древнем Марсе существовала жизнь, то повышенное содержание марганца в этих породах на берегу озера было бы полезным источником энергии для нее.

Среда озера Гейл, о которой свидетельствуют эти древние скалы, открывает нам окно в пригодный для жизни мир, который выглядит удивительно похожим на некоторые места, существующие и на современной Земле. Марганцевые минералы распространены в мелководных кислых водах, омывающих берега озер на нашей планете, и очень странно находить такие узнаваемые черты на древнем Марсе.