Получено многочастотное изображение активной галактики

Эллиптическая галактика TXS 0128+554 (TXS 0128) расположена на расстоянии 500 млн световых лет от Млечного Пути в созвездии Кассиопеи. В 2015 г. космический телескоп Fermi обнаружил, что она является источником высокоэнергетического гамма-излучения. Правда, по сравнению с типичными активными галактиками она оказалась достаточно тусклым объектом, испуская примерно в 100 тыс. раз меньше гамма-лучей.

Положение галактики TXS 0128+554 на небе (обведена красным). Источник: NRAO

Несмотря на это обстоятельство, астрономы приняли решение изучить TXS 0128 более подробно. Для этого они воспользовались комплексом радиотелескопов VLBA (Very Long Baseline Array), получив с его помощью серию изображений галактики на частотах от 2,2 до 22,2 ГГц. Когда исследователи объединили сделанные снимки, то обнаружили забавный курьез. Выяснилось, что в радиодиапазоне TXS 0128 чем-то напоминает истребитель Дарта Вейдера из «Звездных войн».

Изображение галактики TXS 0128+554 в радиодиапазоне. Источник: NRAO

Данные измерений показывают, что характерные яркие области во внешней части TXS 0128 имеют размеры около 35 световых лет. Они представляют собой струи вещества (джеты), выброшенные из ядра галактики. Их края отмечают регион, в котором материя, движущаяся со скоростью примерно 100 тыс. км/c, сталкивается с межзвездной средой, что приводит к формированию радиоизлучения.

Астрономы связывают появление этих областей с активностью центральной черной дыры TXS 0128, масса которой примерно в миллиард раз превосходит солнечную. Она окружена массивным аккреционным диском. Часть его вещества падает на черную дыру, часть — выбрасывается наружу в виде релятивистских струй.

Структура галактики TXS 0128+554. Источник: NASA’s Goddard Space Flight Center

Судя по всему, наблюдаемая структура начала формироваться примерно 80-90 лет назад. По мнению исследователей, разрыв между ядром и боковыми областями говорит о том, что этот процесс не был непрерывным. На каком-то этапе черная дыра TXS 0128 перестала выбрасывать вещество, а примерно 10 лет тому назад (с точки зрения наземных наблюдателей) выбросы возобновились. Ученые пока не знают, что стало причиной такой неравномерной активности.