Полет над кратером Оккатор

В 2015 г. автоматический аппарат Dawn вышел на орбиту вокруг карликовой планеты Цереры (1 Ceres). Одной из его главных целей стало исследование нескольких необычайно ярких пятен на ее поверхности, обнаруженных еще на снимках телескопа Hubble. Большинство из них расположены внутри 92-километрового кратера Оккатор.

Анимация, опубликованная на сайте миссии, позволяет представить, как бы выглядел полет над этим регионом. Она составлена из снимков, сделанных зондом Dawn в видимом и инфракрасном диапазонах. Ролик демонстрирует рельеф ударной формации. Ее максимальная глубина составляет 4 км, а вал возвышается на 2 км над окружающей поверхностью.

Также мы можем увидеть самое яркое из пятен Цереры — «факулу Цереалий» (Cerealia Facula), ширина которой достигает 15 км. В ее центре расположен купол Cerealia Tholus, имеющий диаметр основания около 3 км при высоте порядка 340 м и находящийся внутри 900-метровой впадины.

Анализ данных, переданных космическим аппаратом, позволил определить, что высокое альбедо пятен Цереры обусловлено наличием значительного количества гидрокарбоната и карбоната натрия (соды). Скорее всего, они образовались в результате излияния на поверхность соленой воды, которая быстро замерзла, а лед постепенно испарился, оставив лишь яркие отложения соды. Что касается ее источника, то, по одной из версий, глубоко под кратерным дном находится обширный водный резервуар. Астероидный удар нарушил его герметичность, что и стало причиной извержения.

По материалам: https://solarsystem.nasa.gov