Подтверждено наличие коричневого карлика — спутника звезды Шольца

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Красный карлик WISE 0720−0846, более известный как звезда Шольца, обрел всемирную известность в 2015 г. Тогда были опубликованы результаты расчетов, продемонстрировавшие, что около 70 тыс. лет назад это светило прошло примерно в одном световом годе от центра Солнечной системы. Это значительно меньше, чем нынешнее расстояние между Солнцем и ближайшей к нему звездой — Проксимой Центавра.

Наблюдения показывают, что у звезды Шольца имеется массивный компаньон. Астрономы давно подозревали, что это коричневый карлик. Так называют объекты, по массе превосходящие крупнейшие газовые гиганты, но при этом недостаточно тяжелые, чтобы в их недрах могли запуститься постоянные термоядерные реакции превращения водорода в гелий.

Недавно команда исследователей из Америки и Европы подтвердила это предположение. В ходе серии наблюдений, выполненных на телескопах Keck обсерватории Мауна-Кеа, им удалось установить, что компаньоном звезды Шольца действительно является коричневый карлик спектрального класса T5. По массе он превышает Юпитер в 66 раз, его орбита пролегает на расстоянии примерно 2 а.е. от более яркого компаньона. Эффективная температура поверхности коричневого карлика составляет около 1000°C. Это говорит о том, что возраст объекта превышает несколько миллиардов лет. Что касается основного компонента системы (красного карлика), то его масса составляет около сотни юпитерианских.

Сейчас звезда Шольца находится на расстоянии 22,1 светового года от Солнца. В ходе новых наблюдений астрономы также сумели уточнить скорость и направление ее движения, что, в свою очередь, позволило точнее рассчитать время и дистанцию сближения красного карлика с Солнечной системой. Это событие произошло 80,5 тыс. лет назад, когда звезда прошла на расстоянии 1,08 светового года (68,7 тыс. а.е.) от Солнца.

Звезда Шольца на земном небе 70 тыс. лет назад (в представлении художника). Источник: ©JOSÉ A. PEÑAS/SINC

Стоит отметить, что даже во время максимального сближения из-за своей тусклости звезда Шольца все равно не была видна невооруженным глазом с поверхности Земли. Впрочем, в теории древние люди могли увидеть ее в случае мощных вспышек, которые время от времени случаются на красных карликах.