Первому в истории фото экзопланеты исполнилось 20 лет

20 лет назад — 10 сентября 2004 года — Очень большой телескоп (VLT) в Чили впервые сфотографировал экзопланету под названием 2M1207b. Фотография стала первым прямым доказательством существования планет за пределами Солнечной системы. Это открытие также подтвердило теоретические предположения о наличии планет вокруг других звезд.

2M1207
Это составное изображение показывает красную экзопланету, которая вращается вокруг коричневого карлика 2M1207. 2M1207b является первой прямо снятой экзопланетой и первой открытой на орбите коричневого карлика. Система 2M1207 находится на расстоянии 230 световых лет в созвездии Гидры. Фотография основана на трех экспозициях в ближнем инфракрасном диапазоне с помощью адаптивной оптики NACO на 8,2-метровом телескопе VLT Yepun в обсерватории ESO Paranal. Авторство снимка: ESO

Что делает 2M1207b до сих пор уникальной? До момента открытия мысль о планетах за пределами Солнечной системы была лишь гипотезой. Этот снимок продемонстрировал экзопланету, вращающуюся вокруг коричневого карлика 2M1207 на расстоянии 230 световых лет от Земли. Коричневые карлики — объекты между планетами и звездами — имеют массу в 42 раза меньше солнечной, но в 25 раз превышающую юпитерианскую. Планета 2M1207b оказалась в пять раз больше Юпитера.

По словам Гаэля Шовена, астронома из Европейской южной обсерватории, планета 2M1207b, вероятно, образовалась не так, как планеты нашей системы. Она сформировалась из-за гравитационного коллапса облака газа и пыли, подобно тому, как возникают звезды.

Большое Магелланово Облако в небе над Большим телескопом ESO. Источник: ESO / M. Zamani

На изображении 2M1207b кажется близкой к своей звезде, хотя на самом деле вращается на расстоянии, вдвое превышающем орбиту Нептуна вокруг Солнца. Снимок был создан из трех инфракрасных экспозиций, что позволяет лучше видеть планету на фоне яркой звезды. Этот метод особенно важен для поиска экзопланет, поскольку инфракрасное излучение уменьшает разницу в яркости между планетами и их звездами.

Фотография была сделана с помощью 8,2-метрового телескопа Yepun — части Очень большого телескопа, расположенного в обсерватории Паранал на высоте 2635 м над уровнем моря в пустыне Атакама, Чили.

Это первая экзопланета, которую удалось сфотографировать напрямую, но не последняя. С момента открытия 2M1207b было обнаружено более 200 экзопланет с помощью прямых наблюдений, а в целом подтверждено более 5600 миров за пределами Солнечной системы.

Ранее мы сообщали о том, как искать экзопланеты и есть ли на них жизнь.

По материалам livescience.com