Перед длинной ночью: как выглядит равноденствие над Антарктидой

Официальный аккаунт Южного полярного телескопа опубликовал снимок, сделанный фотографом Джошем Монтгомери. Он демонстрирует, как выглядело прошедшее равноденствие в Антарктиде.

Весеннее равноденствие 2024 года над Южным полюсом Земли. Источник: South Pole Telescope

Равноденствие наступает в тот момент, когда центр Солнца в своем видимом движении по эклиптике пересекает экватор. Этот момент знаменует начало астрономической весны в одном полушарии нашей планеты (в данном случае в северном) и астрономической осени в другом полушарии (в данном случае в южном).

На большей части нашей планеты непосредственно сам момент равноденствия мало чем отличается от предыдущего и предшествующего дня. Но на полюсах картина совершенно иная. Там на протяжении ровно половины года Солнце находится над горизонтом. После солнцестояния оно постепенно опускается, пока, наконец, во время очередного равноденствия наступает полярный закат, переходящий в полугодовую ночь.

Именно этот момент и запечатлен на снимке Джоша Монтгомери. Если бы на нашей планете не было атмосферы, то в день равноденствия на полюсах нашей планеты можно было бы увидеть ровно половину Солнца над горизонтом. Но атмосферная рефракция «приподняла» солнечный диск примерно на полградуса. Поэтому в день равноденствия и на северном и на южном полюсе Солнце все время находится над горизонтом, пусть и очень низко.

Схема, показывающая как атмосферная рефракция влияет на видимое положение Солнца. Источник: wikipedia

На снимке Солнце находится над Южным полярным телескопом. Он расположен на территории базы Амудсен-Скотт, которая размещена точно на южном полюсе. Телескоп представляет собой радиообсерваторию с 10-метровой антенной, которая ведет наблюдения на микроволновых, миллиметровых и субмиллиметровых длинах волн. Она занимается изучением микроволнового фона, скоплений галактик, а также является участником коллаборации Телескопа горизонта событий, получившей первые в истории изображения силуэтов сверхмассивных черных дыр.