От атома до звезд: ученые обнаружили «недостающий закон» эволюции Вселенной

Научная группа из ведущих американских институтов объявила об открытии «недостающего закона» эволюции, который может кардинально изменить наше понимание того, как функционирует Вселенная. Он выходит за пределы классических физических законов — таких, как законы динамики и всемирного тяготения — и использует концепции теории эволюции Чарльза Дарвина для объяснения того, как неживые явления могут эволюционировать и приспосабливаться к изменениям.

Гипотетическая мультивселенная

Исследователи опубликовали свои открытия в журнале PNAS, где они высказали идею «закона увеличения функциональной информации». Они утверждают, что, подобно естественному отбору в живом мире, сложные неживые системы — от атомов до звезд и галактик — могут эволюционировать через обмен информацией с окружающей средой. В частности, ученые определили «универсальные концепции отбора», побуждающие системы адаптироваться к изменениям в окружающей среде.

Автор исследования доктор Майкл Вонг из Института науки Карнеги объяснил, что его группа ученых-философов рассматривают теорию эволюции Дарвина как частный случай общего процесса, применимого и к неживым системам. По его словам, последние также способны приспосабливаться и развиваться. Это похоже на процесс естественного отбора, который происходит в живом мире, где существа адаптируются и эволюционируют в соответствии с условиями окружающей среды. Понимание этих сложных систем с помощью нового закона может помочь более детально изучить биосферу Земли.

Общее количество частиц во Вселенной
Общее количество частиц во Вселенной — около 10 в 80-й степени. Фото: Unsplash

«Биосфера Земли — это сложная система. Мы должны спросить себя: каким функциям мы способствуем или наносим вред нашей собственной постоянно эволюционирующей биосфере? Какие черты нашего современного общества способствуют не только сохранению, но и долговременному процветанию, а какие аспекты требуют изменений», — сказал Майкл Вонг.

Критика гипотезы

Важно отметить, что новый закон вызвал различные реакции в научном мире. Доктор Стюарт Кауфман из Института системной биологии идентифицировал отчет как «замечательный, смелый, широкий и трансформационный», в то время как профессор Университета Болоньи Андреа Роли отметил, что гипотеза может способствовать совместным дискуссиям и взаимодействию между различными научными сообществами.

Однако есть и ученые, раскритиковавшие открытие. Профессор астрономии Мартин Риз не уверен, что этот закон может быть вкладом в понимание неживых систем, и отмечает, что он не имеет такого же основополагающего статуса, как дарвиновский отбор в биологии.

Стоит отметить тот факт, что хотя законы и не отвечают на вопрос о «смысле жизни», они предоставляют основу для понимания того, как все работает вокруг нас. Такие гипотезы дают другим ученым зерно для размышлений и последующих революционных открытий, которые могут изменить наше понимание Вселенной, как в свое время это сделал Альберт Эйнштейн со своей Общей теорией относительности.

Ранее мы сообщали о том, как исследование разрушает худшее предсказание в истории физики.

По материалам eurekalert.org