OSIRIS-REx зафиксировал сигнал от черной дыры

Среди инструментов, установленных на борту аппарата OSIRIS-REx, имеется спектрометр REXIS (Regolith X-Ray Imaging Spectrometer). Он был разработан группой сотрудников и студентов Гарвардского университета и Массачусетского технологического института. Принцип работы прибора основан на том, что испускаемые Солнцем рентгеновские лучи, попадая на поверхность астероида Бенну (101955 Bennu), затем частично переизлучаются. Анализ этого излучения дает возможность определить химический состав астероидной поверхностности.

Зарегистрированная OSIRIS-REx вспышка, произведенная черной дырой. Источник: ASA/Goddard/University of Arizona/MIT/Harvard

Во время очередных наблюдений, проводившихся 11 ноября 2019 г., REXIS зарегистрировал поток рентгеновских лучей, исходящих из области за пределами астероида. Первоначальная проверка показала, что в этой точке отсутствуют известные рентгеновские источники. Но в дальнейшем исследователям все же удалось установить природу изучающего объекта. Оказалось, что это была вспышка порожденная активностью черной дыры. Она была обнаружена всего за неделю до этого японским телескопом MAXI, установленным на борту МКС.

Объект получил обозначение MAXI J0637-430. Вероятнее всего, он представляет собой черную дыру звездной массы, расположенную на расстоянии около 30 тыс. световых лет от Солнца и являющуюся частью двойной системы. Черная дыра постепенно перетягивает на себя вещество звезды-компаньона, «закручивая» его в так называемый аккреционный диск, разогретый до температуры в миллионы градусов, благодаря чему он выделяет огромное количество энергии (в основном в форме рентгеновского излучения).

Вечные рассветы и вечные закаты: James Webb изучил атмосферу экзопланеты в приливном захвате
Под поверхностью Луны нашли пещеру, где могли бы жить астронавты
Проблемные транзисторы: аппарат Europa Clipper может не выдержать радиации
Близкая к Земле экзопланета оказалась океаническим миром
Была ли такая жара при жизни Тараса Шевченко?
Ученые предлагают изменить определение планеты