Опоздание на 11 месяцев: ESA изменило маршрут миссии BepiColombo

Европейскому космическому агентству (ESA) пришлось изменить траекторию полета миссии BepiColombo, из-за чего она прибудет к Меркурию на 11 месяцев позже запланированного. Причиной стали проблемы с двигателями перелетного модуля MTM.

Почему так сложно добраться до Меркурия

Миссия BepiColombo была запущена в 2018 году. Ее целью является самая близкая к Солнцу планета — Меркурий. Аппарат состоит из трех компонентов: перелетного модуля MTM, европейского зонда MPO и японского MTO. После прибытия к Меркурию связка разделится. MPO займется изучением поверхности и внутреннего строения планеты, в то время как MTO будет проводить измерения ее магнитного поля.

BepiColombo у Меркурия в представлении художника. Источник: ESA

К сожалению, добраться до Меркурия не так-то и просто. По мере приближения к Солнцу, его мощная гравитация ускоряет аппарат, не позволяя выйти на орбиту вокруг планеты. Чтобы погасить эту избыточную скорость, инженеры разработали сложную траекторию, включающую девять гравитационных маневров. Они необходимы для торможения BepiColombo. Проблема в том, что их осуществление занимает много времени. Согласно первоначальному плану полета BepiColombo должен был выйти на орбиту вокруг Меркурия в декабре 2025 года, то есть через семь лет после запуска.

11-месячное опоздание

На данный момент BepiColombo выполнил шесть из девяти гравитационных маневров. Седьмой состоится уже 4 сентября, когда аппарат вновь пролетит Меркурий. Но все не так просто. В апреле ESA выявило проблемы с двигателями перелетного модуля MTM. Они перестали получать достаточное для работы количество энергии. Со временем инженерам удалось восстановить тягу до 90% от первоначальной. К сожалению, этого все равно недостаточно для того, чтобы обеспечить выполнение первоначального плана полета и выйти на орбиту вокруг Меркурия в декабре 2025 года.

Обновленный план полета миссии BeliColombo. Источник: ESA

В результате контроллерам миссии пришлось поменять траекторию аппарата. Чтобы компенсировать недостаток тяги, 4 сентября BepiColombo пройдет всего в 165 километрах от Меркурия, что на 35 километров ближе, чем планировалось ранее. К счастью, поскольку у планеты практически нет атмосферы, столь тесное сближение не несет дополнительных рисков.

В октябре BepiColombo вновь активирует свои двигатели и перейдет на новую траекторию. В декабре 2024 и январе 2025 года он выполнит два последних гравитационных маневра, которые обеспечат его прибытие к Меркурию в ноябре 2026 года — на 11 месяцев позже, чем предполагал изначальный план полета.

Лучший вид на Меркурий

Изменение даты прибытия к Меркурию не должно сказаться на научной программе BepiColombo. Предстоящий пролет планеты станет своеобразным «тизером» того, что можно ожидать от миссии. BepiColombo будет проводить измерения магнитного поля, плазмы и частиц. А установленные на его борту инженерные камеры сделают черно-белые снимки.

Схема запланированного на 4 сентября пролета Меркурия аппаратом BepiColombo. Источник: ESA

Поскольку траектория полета BepiColombo проходит прямо над южным полюсом планеты, сотрудники миссии ожидают довольно эффектные изображения. На них будут видны крупные кратеры, хребты, лавовые равнины и многое другое, что поможет ученым раскрыть секреты 4,6-миллиардной истории Меркурия и его места в эволюции Солнечной системы. Первые изображения будут переданы BepiColombo через несколько часов после сближения и, как ожидается, будут опубликованы 5 сентября.

По материалам ESA