Один из троянских астероидов Марса может быть «родственником» Луны

Троянскими астероидами принято называть небесные тела, находящиеся около точек Лагранжа L₄ и L₅ на орбите планеты, движущиеся соответственно на 60° впереди и на 60° позади нее. Небольшие объекты, попавшие в эти точки, могут пребывать вблизи них миллионы и даже миллиарды лет в почти стабильном состоянии. К настоящему времени троянцы найдены на орбитах большинства планет Солнечной системы — в том числе и у Марса.

Точки Лагранжа Марса и место расположения астероида (101429) 1998 VF31. Источник: Armagh Observatory

Международная команда астрономов заинтересовалась одним из «троянцев» Красной планеты, известным под обозначением (101429) 1998 VF31. Выполненные при помощи спектрографа X-SHOOTER наблюдения показали, что по своему составу он должен напоминать наиболее распространенный класс метеоритов, известный под названием «хондриты». Далее исследователи проанализировали инфракрасные спектры астероида, полученные телескопом IRTF.

Астрономов ожидал сюрприз. Оказалось, что спектр (101429) 1998 VF31 не похож на спектры других малых тел Солнечной системы. Наибольшее сходство он имел с лунной поверхностью, а именно — с участками, где имеются «свежие» обнажившиеся коренные породы, наподобие кратеров и гор.

Формирование Луны в представлении художника. Источник: NASA

Ученые уже предложили несколько гипотез, объясняющих происхождение (101429) 1998 VF31. Возможно, он все же является обычным астероидом, поверхность которого приобрела необычные свойства в результате длительного воздействия солнечного излучения. Вторая гипотеза заключается в том, что этот объект действительно является осколком Луны, выбитым с ее поверхности мощным столкновением. Также нельзя сбрасывать со счетов и вероятность того, что астероид может являться фрагментом самого Марса. В пользу этой версии говорит тот факт, что он богат минералом пироксеном, характерным для коры каменистых планет.