Обсерватория Аресибо предложила новое объяснение сигнала Wow!

Исследователи из Лаборатории обитаемости планет при Университете Пуэрто-Рико в Аресибо предложили новое объяснение одного из самых загадочных радиосигналов в истории. Речь о знаменитом сигнале Wow!

Фрагмент оригинальной распечатки полученного сигнала с пометкой Wow!. Источник: NAAPO

Сигнал Wow! был зафиксирован в 1977 году радиотелескопом «Большое ухо». Пораженный тем, насколько точно характеристики полученного сигнала совпали с ожидаемыми характеристиками инопланетной передачи, астроном Джерри Эйман обвел соответствующую ему группу символов на распечатке и подписал сбоку Wow! Эта подпись и дала название сигналу.

Происхождение сигнала Wow! все еще остается загадкой. Попытки повторно его зарегистрировать завершились неудачей. За последующие годы ученые предложили множество объяснений феномена, но ни одно из них так и не стало доминирующим в научной среде.

Теперь список гипотез происхождения Wow-сигнала пополнился новой версией от участников проекта «Arecibo Wow!». Его целью являлся поиск подобных сигналов с использованием архивных данных бывшей обсерватории Аресибо. С 2017 по 2020 год команда астрономов наблюдала за различными небесными объектами на частотах от 1 до 10 ГГц с помощью легендарного 305-метрового телескопа обсерватории. В 2023 году проект продолжился наблюдениями на частоте 8 ГГц с помощью 12-метрового телескопа, сосредоточившись на красных карликах с потенциально пригодными для жизни экзопланетами.

По словам руководителя проекта Абеля Мендеса, последние наблюдения, проведенные в период с февраля по май 2020 года, выявили аналогичные узкополосные сигналы вблизи водородной линии, хотя и менее интенсивные, чем оригинальный сигнал Wow!

Холодные водородные облака в галактике излучают слабые узкополосные радиосигналы, подобные показанному здесь, обнаруженному обсерваторией Аресибо в 2020 году. Внезапное усиление яркости одного из таких облаков, вызванное сильным излучением от другого звездного источника, может объяснить сигнал Wow!

Авторы исследования предполагают, что сигнал Wow! мог быть вызван уникальным астрофизическим событием: внезапным усилением яркости холодного водородного облака из-за стимулированного излучения от переходного источника сильного излучения, такого как вспышка магнетара или источник мягких повторяющихся гамма-всплесков. Такие редкие события могут заставить водородные облака на мгновение засиять гораздо ярче.

Новая гипотеза хороша тем, что объясняет уникальные характеристики сигнала Wow! и его мимолетный характер. По мнению исследователей cигнал Wow!, вероятно, был первым зарегистрированным случаем мазерного излучения линии водорода. Эта версия также интересна тем, что она выявляет новый источник ложных срабатываний для проектов, целью которых является поиск техносигнатур внеземных цивилизаций.

По материалам phl.upr.edu