Обнаружена необычайно плотная экзопланета

Команда американских астрономов объявила об открытии новой экзопланеты, получившей обозначение K2-25b. Объект обращается вокруг молодого красного карлика в звездном скоплении Гиады (созвездие Тельца), расположенного на расстоянии 153 световых лет от Солнца.

K2-25b в представлении художника. Источник: NOIRLab/NSF/AURA/J. Pollard

Наблюдения показали, что экзопланета совершает один оборот вокруг центральной звезды за 3,5 дня. Ее диаметр превышает диаметр Земли примерно в 3,4 раза. Таким образом, K2-25b была классифицирована как горячий мини-Нептун. Считается, что такие тела имеют скалистые ядра, окруженные мантией, состоящей преимущественно из легких веществ, и водородно-гелиевой атмосферой. Их средняя плотность в несколько раз меньше земной.

Однако, когда астрономы сумели оценить массу экзопланеты, их ждал сюрприз. Оказалось, что она составляет 25 земных. Это значительно больше, чем предсказывают модели. По словам исследователей, результаты наблюдений говорят о том, что K2-25b представляет собой сплошное ядро, практически полностью лишенное мантии и атмосферы.

Открытие поставило перед учеными вопрос о механизме формирования столь экзотического объекта. Считается, что в случае подобных тел вначале образуется ядро массой порядка 5-10 земных, к которому затем притягиваются более легкие вещества из протопланетного диска. Однако K2-25b не вписывается в эту концепцию. Возможно, в прошлом она пережила какой-то катаклизм, лишивший ее внешней оболочки. Но не исключено, что наши представления о формировании экзопланет нуждаются в доработке. Астрономы надеются, что дальнейшее увеличение количества открытых внесолнечных миров позволит получить ответ на вопрос, является ли K2-25b исключением из правила, или же такие объекты встречаются намного чаще, чем изначально предполагалось.

Геомагнитная тревога: ученые предупредили о полярных сияниях 24 июля