Обнаружена ключевая причина превращения Марса в мертвую пустыню

Марсоход NASA Curiosity прислал новые данные для проверки теории о возможности существования жизни на Марсе. Новый химический анализ почвы свидетельствует, что комфортные условия для жизни действительно могли быть на Марсе в далеком прошлом, но на протяжении нескольких коротких периодов. Процессы, которые создали элементы, важные для жизни, также могли привести к нынешней сухой поверхности планеты.

Curiosity. Источник: NASA/JPL-Caltech/MSSS

Curiosity, который сейчас исследует кратер Гейла с 2012 года, искал в образцах почвы и пород карбонаты — минералы, богатые углеродом. Углерод считается основой для жизни из-за его способности образовывать молекулы вроде ДНК и РНК. Результаты исследований показывают, что периоды, когда Марс был пригодным для жизни, могли быть короткими, но потенциально живые организмы могли существовать под поверхностью.

Благодаря инструментам Sample Analysis at Mars команда Curiosity проанализировала изотопы углерода и кислорода, присутствующие в образцах. При нагревании до +899°C образцы выделяли газы, которые затем анализировали лазерным спектрометром. Данные показали более высокий уровень тяжелых изотопов углерода и кислорода, что свидетельствует об уникальных условиях на Марсе, которые отличаются от земных.

Существует два возможных объяснения присутствия этих изотопов. Первое, чередование влажных и сухих периодов, во время которых вода испарялась, оставляя более тяжелые изотопы. Второе, образование карбонатов в очень соленой воде при низких температурах, что, наоборот, не является благоприятными условиями для жизни.

По словам Дженнифер Стерн из NASA, эти механизмы указывают на различные климатические режимы Марса. Одни периоды могли быть относительно благоприятными для жизни, другие — наоборот. Хотя результаты могут казаться неутешительными, исследователи предполагают, что жизнь могла существовать под поверхностью, где условия могли быть более стабильными и комфортными, хотя бы для микроорганизмов.

Несмотря на смешанные результаты, поиски продолжаются. Марсоходы Curiosity и Perseverance продолжают исследовать Марс, а NASA планирует отправить людей на планету в 2030-х или 2040-х годах. Если это произойдет, то это будет первый раз, когда колонисты увидят Марс собственными глазами.

Ранее мы сообщали о том, как марсоход Curiosity нашел на Марсе чистую серу.

По материалам gizmodo.com

Ученые воспроизвели звук магнитного переворота Земли 41 000 лет назад
Высказано тревожное предположение об отсутствии внеземной жизни во Вселенной
Обнаружена ключевая причина превращения Марса в мертвую пустыню
Японская ракета запустит арабского исследователя астероидов
Ужас! Черная дыра пожирает звезды одну за другой!
Сверхновая Кеплера: как взрыв звезды 1604 года изменил наше понимание Вселенной