Данные миссии New Horizons расширили границы Солнечной системы

Данные космического аппарата New Horizons указывают на то, что граница пояса Койпера может простираться гораздо дальше, чем считалось. К такому выводу пришли ученые, результаты исследования которых опубликованы в журнале Astrophysical Journal Letters.

Что такое пояс Койпера

Пояс Койпера иногда именуют третьим регионом Солнечной системы (первым является область орбит каменных планет, вторым — царство газовых и ледяных гигантов). Это обширная область за орбитой Нептуна, населенная сотнями тысяч тел — строительных блоков, оставшихся со времен формирования Солнца.

Схема Солнечной системы. Серым отмечены астероиды Главного пояса, зеленым — кентавры, голубым и оранжевым — объекты пояса Койпера и рассеянного диска. Источник: wikipedia.org

В отличие от  пояса астероидов, объекты пояса Койпера в основном состоят из летучих веществ, таких как метан, аммиак и вода. Вторым важным различием являются размеры. Пояс Койпера примерно в 20 раз шире и в 20–200 раз массивнее астероидного пояса. Его крупнейшим объектом является карликовая планета Плутон.

Граница пояса Койпера

До недавнего времени считалось, что границы пояса Койпера лежат в диапазоне 30–55 а. е. от Солнца. Но данные, собранные зондом New Horizons, указывают на то, что она может находиться намного дальше, чем считалось ранее.

Зонд New Horizons в представлении художник. Источник: J. Olmsted (STScI)

Согласно существующим моделям, по мере приближения к границе пояса, концентрация частичек пыли, образующихся в результате столкновения ледяных тел, должна уменьшаться. Однако, когда New Horizons находился на расстоянии от 45 до 55 а. е. от Солнца, то его приборы не обнаружили уменьшения количества пыли. Это свидетельствует о том, что внешний край главного пояса Койпера может простираться на миллиарды километров дальше, чем предполагалось. По некоторым оценкам, на самом деле его граница проходит на расстоянии 80 а. е. от Солнца. Возможно даже, что за его пределами может существовать второй, пока еще неизвестный пояс ледяных объектов.

Впрочем, ученые рассматривают и другие возможные причины высоких показателей пыли. Среди них радиационное давление и другие факторы, выталкивающие ее за пределы 50 а. е. от Солнца. Кроме того, New Horizons мог столкнуться с более короткоживущими ледяными частицами, которые не могут достичь внутренних частей Солнечной системы и еще не учтены в моделях.

На данный момент New Horizons находится на расстоянии 58 а. е. от Солнца. Ожидается, что аппарату хватит энергии для работы до 2040-х годов, когда он удалится на расстояние более 100 а. е. от Солнца. По словам ученых, на такой дистанции New Horizons даже сможет изучить область, где в пылевой среде начинают доминировать межзвездные частицы.