Неожиданная находка раскрыла тайну внутреннего строения Марса

Метеориты, отколовшиеся от Марса около 11 млн лет назад и впоследствии упавшие на Землю, дали ученым возможность изучить вулканическую активность планеты. Их исследование позволило определить наличие силикатных резервуаров, которые способствовали образованию коры и мантии Марса. Эта работа предоставляет новую информацию о строении и эволюции Марса, без необходимости посещать саму Красную планету.

Кусок метеорита с Марса длиной 4 сантиметра
Кусок метеорита с Марса длиной 4 см. Фото: Институт океанографии Скриппса / Калифорнийский университет в Сан-Диего

Геолог Джеймс Дэй из Института океанографии Скриппса отмечает: «Марсианские метеориты — единственные физические материалы, которые мы можем получить с Марса. Они позволяют нам делать точные измерения и оценивать процессы, происходившие на Марсе и вблизи его поверхности. Эти данные могут стать основой для научных миссий, таких как текущая работа марсохода Perseverance».

Метеориты, которые исследовали Дэй и его коллеги, принадлежат к двум видам: шассинитам, названным в честь породы, найденной в Шассиньи (Франция), и нахлитам, названным в честь образца, найденного в Нахле (Египет). Эти породы имеют разный состав. Нахлит — базальтовый, содержит авгит и оливин, тогда как шассинит почти полностью состоит из оливина.

На Земле базальты распространены в коре, а оливин — в мантии. Марс в этом аспекте похож на Землю. Сравнив две породы и их химические характеристики, ученые установили, что они образовались в одном вулкане около 1,3 млрд лет назад. Их различия объясняются процессом фракционной кристаллизации, когда жидкая магма застывает в разных конфигурациях в разных условиях.

Нахлиты были частью марсианской коры, а шассиниты — мантии под ней. Некоторые нахлиты были настолько близко к поверхности, что взаимодействовали с атмосферой Марса и изменились под ее влиянием.

Chassigny
Кусок метеорита Chassigny размером всего 0,5 мм в диаметре. Фото: Институт океанографии Скриппса / Калифорнийский университет в Сан-Диего

«Определив, что нахлиты и шассиниты происходят из одной вулканической системы и взаимодействовали с марсианской корой, измененной атмосферными процессами, мы можем идентифицировать новый тип горных пород на Марсе. Благодаря существующей коллекции марсианских метеоритов, которые имеют вулканическое происхождение, мы можем лучше понять внутреннее строение Марса», — говорит Дэй.

Интересно, что вулканизм на Марсе одновременно похож и отличается от земного. Фракционная кристаллизация, похоже, происходит одинаково, образуя базальтовые породы в коре и оливиновые — в мантии. Однако марсианские резервуары значительно старше, они отделились друг от друга вскоре после формирования планеты. На Земле тектоника плит помогает соединять резервуары со временем. Таким образом, Марс может быть важным звеном для понимания ранней Земли и ее эволюции.

Ранее мы сообщали о том, как гигантский вулкан на Марсе может служить убежищем для жизни.

По материалам scripps.ucsd.edu