Нейросеть обучили искать кратеры на Луне

Почти все тела Солнечной системы с твердой поверхностью покрыты большим количеством кратеров, образовавшихся в результате падений различных космических объектов. Подобные ударные формации очень важны для ученых. Они в прямом смысле слова позволяют заглянуть в недра небесных тел. Кроме того, исследователи используют кратеры  для определения возраста окружающей их поверхности. Чем меньше кратеров — тем моложе данный регион.

По сей день, астрономы ищут кратеры достаточно архаичным способом, визуально изучая фотографии небесных тел. Группа ученых из Университета штата Пенсильвания решила усовершенствовать этот процесс с помощью нейросети.

Лунная поверхность (снимок Apollo 17). Источник: NASA

Для обучения нейросети ученые использовали карту лунных возвышенностей, созданную на основе снимков аппарата LRO. Вначале программе показали карту примерно трети поверхности Луны, затем еще треть. После этого ученые протестировали нейросеть на снимках оставшейся трети.

Синим обозначеные кратеры, обнаруженные как людьми так и нейросетью. Красным – только нейросетью. Источник: ArXiv

В результате эксперимента нейросеть выявила 92% уже известных кратеров диаметром более 5 км. Ручная проверка данных показала, что доля ложных распознаваний составила около 11%. Кроме того, нейросеть открыла около шести тысяч ранее неизвестных кратеров. По словам разработчиков, после доработки, нейросеть можно будет использовать для обнаружения кратеров диаметром менее 5 км — причем не только на Луне, но и на других спутниках, планетах и астероидах.

По материалам: https://arxiv.org