Неблизкие галактические контакты

На представленном снимке, полученном космической обсерваторией Hubble, запечатлена пара галактик в созвездие Девы. Они известны под обозначением NGC 4496A и NGC 4496B.

Галактики NGC 4496A и NGC 4496B (фото Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, T. Boeker, B. Holwerda, Dark Energy Survey, DOE, FNAL/DECam, CTIO/NOIRLab/NSF/AURA, SDSS

Глядя на снимок, может показаться, что NGC 4496A и NGC 4496B являются соседями и тесно взаимодействуют между собой. Но это лишь оптическая иллюзия, вызванная их взаимным расположением относительно Земли. В реальности NGC 4496A находится на расстоянии 47 млн световых лет от Млечного Пути, в то время как NGC 4496B удалена от нас на 212 млн световых лет.

Подобные соединения галактик предоставляют астрономам удобную возможность изучить распределение в них пыли. Она также добавляет красоты астрономическим изображениям. На представленном снимке наиболее крупные скопления пыли можно увидеть в виде темных «щупальцев», пронизывающих как NGC 4496A, так и NGC 4496B.

В то же время, пыль значительно усложняет астрономические наблюдения.  Она поглощает звездное излучение, из-за чего светила кажутся тусклыми, и смещает их свет в сторону более длинных волн. Астрономы называют данный процесс «покраснением» (это не то же самое, что красное смещение). Тщательно измерив, как звездный свет от фоновых галактик проходит через галактику переднего плана, ученые могут определить места наибольшей концентрации пыли. Полученные таким образом карты затем могут использоваться для калибровки — как космологических дистанций, так и состава звездного населения.

Ранее мы рассказывали о том, как астрономы создали карту 4,4 млн галактик.

Спутник увидел цветение воды вблизи Гренландии