Небесная ракета

На этом снимке запечатлен Млечный Путь, протянувшийся через все небо над чилийской пустыней Атакама. Завихрения темных волокон межзвездной пыли переплетаются с ярким свечением горячего газа и миллиардов звезд, создавая нечто похожее на густой дымный след недавно стартовавшей ракеты.

Полоса Млечного пути над VLT. Источник: ESO/Y. Beletsky

На фоне этого прекрасного космического пейзажа можно увидеть одну из башен Очень большого телескопа Европейской Южной обсерватории (VLT ESO). По своей светособирающей силе он является наиболее мощным из действующих на данный момент оптических инструментов. VLT состоит из четырех 8,2-метровых основных (неподвижных) и четырех 1,8-метровых вспомогательных телескопов, которые можно перемещать на одну из 30 фиксированных позиций по рельсовым путям. Компоненты VLT могут использоваться в различных сочетаниях, образуя интерферометр — устройство, собирающее свет от всех объединенных в нем телескопов в одном фокусе и позволяющее астрономам исследовать Вселенную с огромным разрешением.

К сожалению, из-за пандемии коронавируса COVID-19 руководству ESO пришлось отозвать домой большую часть персонала обсерватории Серро-Паранал и прекратить работу VLT. Остается надеяться, что «простой» продлится недолго и уже вскоре инструмент возобновит наблюдения южного неба.