Наземные телескопы сфотографировали астероид Весту с почти космической детализацией

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Астрономам Европейской южной обсерватории ESO удалось получить изображения астероида (4) Веста, которые по степени детализации вполне сравнимы со снимками, сделанными космическим аппаратами. В этом исследователям помогли приемник SPHERE (Spectro-Polarimetric High-contrast Exoplanet REsearch instrument) и камера ZIMPOL, установленные на Очень Большом Телескопе ESO (VLT) в Чили.

SPHERE — спектрополяриметр высокого контраста, предназначенный для поиска экзопланет путем получения их прямых изображений. ZIMPOL — одна из его подсистем, специализированная камера, великолепно приспособленная для съемки объектов с малыми угловыми размерами. Благодаря возможностям этих инструментов, VLT может не только фотографировать миры у других звезд, но и получать детализированные изображения небольших тел Солнечной системы. Например, астероида Веста.

Веста является вторым по величине, после Цереры, объектом Главного пояса астероидов. Ее диаметр составляет 525 км, орбита проходит на расстоянии 2,3 а.е. от Солнца. На Весту приходится 9% от всей массы астероидного пояса. В 2011 – 2012 г. на ее орбите работал аппарат Dawn, составивший подробную карту астероида.

Изображение астероида Веста, полученное с приемником SPHERE. Источник: ESO/L. Jorda et al., P. Vernazza et al.

Представленные снимки демонстрируют поверхность Весты. Изображение слева было сделано SPHERE при помощи алгоритма MISTRAL. Правое фото является синтетическим. Оно сгенерировано с помощью специального инструмента OASIS, применяемого для различных космических миссий. OASIS учитывает такие факторы, как отражающая способность поверхности и геометрические условия наблюдений на VLT/SPHERE, и создает трехмерную модель Весты на основе архивных изображений, сделанных аппаратом Dawn.

Снимки демонстрирую основные особенности рельефа Весты — большую ударную формацию на южном полюсе и высокую гору в нижней правой части кадра. Это центральный пик кратера Реасильвия (Rheasilvia), возвышающийся на 22 км относительно его основания. Пик кратера Реясильвия двое выше высочайшей горы Земли Мауна-Кеа (если считать от дна Тихого океана до вершины), и сопоставим по высоте со знаменитым марсианским вулканом Олимп.

По материалам: http://www.eso.org