NASA прекратит финансирование космического телескопа Chandra

NASA придется уменьшить финансирование рентгеновского космического телескопа Chandra. За время своего существования он совершил множество открытий, поэтому для ученых это огромная потеря. Заменить его пока нечем.

Космический телескоп Chandra
Космический телескоп Chandra. Источник: NASA

На телескоп Chandra не хватает денег

На прошлой неделе на официальном сайте космического телескопа Chandra появилось сообщение от директора программы. В нем говорится о том, что с учетом суммы, которую получит NASA в 2025 году, денег на его дальнейшую эксплуатацию не хватит. Это ставит под угрозу всю дальнейшую миссию этого инструмента.

Chandra является рентгеновским телескопом. Его вывели в космос еще в 1999 году и с тех пор он наблюдает за объектами, которые излучают энергию на чрезвычайно коротких волнах и поэтому для остальных наблюдателей невидимы. Несмотря на почтенный возраст, этот инструмент выполняет свою работу без особых проблем.

Команда, которая с ним работает, имеет огромный опыт. Поэтому, несмотря на отсутствие модернизации, точность его измерений все время растет. Именно благодаря этому телескопу ученые имеют возможность постоянно видеть во всех подробностях нейтронные звезды, черные дыры и гигантские взрывы далеко в космосе.

Однако теперь, вполне вероятно, эта возможность исчезнет на долгие годы. Потому что замены телескопу Chandra просто нет. Другие орбитальные обсерватории, даже такие мощные, как James Webb, не работают в рентгеновском свете. Есть еще спутник IXPE, однако он, хоть и работает на нужных длинах волн, предназначен совсем для другого.

Как скоро проект перестанут финансировать?

Как уже упоминалось, первопричиной возможного отключения Chandra является запланированное сокращение бюджета NASA. Произойдет оно постепенно, однако именно рентгеновский телескоп станет одной из его главных жертв.

Еще в 2025 году на него планируют выделить 41,1 млн долларов. Но уже в 2026-м эта сумма уменьшится до 26,6 млн. Столько же на него планируют выделить в 2027–2028 годах, а в 2029-м расходы сократят до 5,2 млн долларов. Все это грозит не только сокращением персонала, но и полным выводом инструмента из эксплуатации.

При этом Chandra — не единственный телескоп, который пострадает от сокращения финансирования, но только ему грозит окончательный вывод из эксплуатации. Проблемы также есть у Гигантского Магелланова телескопа и Чрезвычайно большого телескопа. Оба гиганта вскоре должны пройти проверку, по результатам которой в NASA выберут, что продолжать строить дальше, а что — временно заморозить.

Сокращение ожидает и программу космического телескопа Hubble, однако ветерану орбитальной астрономии уход с орбиты точно не грозит. А вот Chandra почти наверняка полностью выведут из эксплуатации, чего еще можно избежать, но очень сомнительно, что это произойдет на самом деле.

В связи с этой новостью ученые находятся в настоящей депрессии. Дело в том, что замены Chandra нет и не будет еще не один год. Космический телескоп Athena, который разрабатывают в Европейском космическом агентстве, все еще находится в состоянии чертежей. А идея создать американскую замену рентгеновскому телескопу пока прозвучала только в предложениях на следующие 10 лет.