NASA показала гамма-таймлапс Млечного Пути

NASA опубликовала таймлапс, составленный на основе данных, собранных гамма-телескопом Fermi. Он демонстрирует Млечный Путь.

Телескоп Fermi был запущен в 2008 году. Он расположен на околоземной орбите и предназначен для наблюдения больших областей космоса в гамма-диапазоне. С его помощью астрономы исследуют астрофизические и космологические процессы, происходящие в активных ядрах галактик, пульсарах и других высокоэнергетических источниках, изучают гамма-всплески, ведут поиски темной материи и т. д.

Опубликованный NASA таймлапс, охватывает 14 лет наблюдений Fermi: с августа 2008 года по август 2022 года. В ролике показано небо в двух разных ракурсах. Прямоугольный вид демонстрирует яркую полосу в центре. Это наш Млечный Путь. Его свечение возникает из-за столкновения космических лучей с межзвездным газом. Кроме того, в плоскости Млечного Пути находится большое количество активных источников гамма-излучения, включая нейтронные звезды и остатки сверхновых.

Выше и ниже полосы Млечного Пути можно увидеть яркие, быстро меняющиеся источники. Большинство из них — это далекие галактики, которые лучше видны в другом ракурсе, сосредоточенном на северном и южном полюсах нашей галактики. В каждой из этих галактик, называемых блазарами, находится сверхмассивная черная дыра, аккреционный диск вокруг которой является источником мощных джетов. Колебания в яркости говорят о происходящих в них изменениях. Точнее говоря, происходивших. Большинство из этих галактик находятся на расстоянии в миллиарды световых лет от Земли.

Также можно обратить внимание на движущийся источник, который пересекает экран по характерной траектории. Это наше Солнце, видимое движение которого отражает годовое орбитальное движение Земли вокруг него. Как правило, оно не является самым ярким источником гамма-излучения. Но, когда на Солнце происходят мощные гамма-вспышки, это временно меняется.

В то же время на таймлапс не попали многие кратковременные события, которые изучает Fermi, например, гамма-всплески. Это связано с особенностью обработки данных телескопа.

По материалам https://science.nasa.gov